Трофи «Вепсский лес» всегда считалось самым тяжелым и жестким джиперским соревнованием в стране. Непрерывная гонка на несколько сотен километров бездорожья в течение трех суток, отсутствие сервиса, только обязательный отдых для экипажа не менее четырех часов в сутки. Весь ремонт и обслуживание техники - только силами самого экипажа. А машины, даже самые крепкие и надежные, в таких условиях ломаются. Выдерживают только люди.
В этом году организаторы решили облегчить условия для участников. Ведь неправильно, если к финишу приходит, например, две машины из сорока стартовавших. А были годы, когда ни один экипаж не укладывался в контрольное время. И, хотя запрет на техническое обслуживание сохранился, в этот раз в «старшей» категории «ТР-3» финишировали пять участников из тринадцати.
Мое участие в этом соревновании состоялось, можно сказать, случайно. Все началось весной прошлого года, когда мне предложили поехать штурманом на «Ладогу». Участие в самом крупном внедорожном приключении в мире в спортивной категории «ТР-2»! Конечно, я не смог отказаться! В этом году в составе того же экипажа мы собирались на трофи «Карелия», но я не смог себе устроить второй отпуск подряд, и мы решили вместо «Карелии» поехать на «Вепсский лес». Но пилот, критически оценив шансы своей «боевой» «Тойоты», решил не ехать. Но вот, в последний момент пришло предложение от команды Авиатора, оказавшейся без штурмана.
До базового лагеря, находящегося в Подпорожском районе, за двести с лишним километров от Питера, добираемся с другой командой, которая едет туда же. Долгое ожидание старта, быстрая дорога на «боевом» «УАЗике», и вот в пятом часу утра мы в базовом лагере. В десять утра у нас старт. Как выяснилось, постоянный штурман команды все-таки приехал, и мы едем большой кампанией: пилот и его жена – штурман, отвечающий за навигацию, «главный» штурман, я и мой молодой штурман отвечаем за трос, лебедку, колеса, мотор и все прочее. Итого пять человек, но в «Круизере» места хватит всем! Наша категория называется «Туризм-опен», это не «спорт», но легко на «Вепсском» не может быть никому. В пятницу мы вместе с «Туризмом» проезжаем спецучасток до заброшенной церкви, там ночуем и в субботу едем обратно другой дорогой. Всего тридцать с небольшим километров бездорожья и две сотни – перегоны к старту и обратно в лагерь. Все это без учета времени, и организаторы делают упор на взаимопомощь и рекомендуют движение колонной. А, чтобы выяснить победителей, в воскресенье нас пускают на секундомер по короткой (пять километров) трассе, где перед этим гонялись спортсмены. Не совсем спортивный принцип, но мы потому и «туристы».
На длинном перегоне ближе знакомимся с «матчастью». Вот эталон экспедиционной машины! «Тойота Ландкруйзер – 80» с огромным шестицилиндровым дизелем, снабженным камазовской турбиной, поставлена на «Лапы». Так на джиперском языке называются портальные мосты от армейского «Вольво-Лапландер». Их ось за счет колесных редукторов поднята значительно выше оси колес (как впереди у трактора «Беларусь»). Они оснащены межколесными блокировками и имеют запредельный запас прочности. Сами колеса – резанный «38-й Боггер», по-граждански это значит, что их наружный диаметр – 38,5 дюйма (это немногим меньше метра), а протектор частично прорезан для еще большей «злобности». Сравнить его можно опять же только с тракторным, только гораздо шире. В итоге получился монстр, с порогами почти на уровне пояса, но, главное, что все это совершенно комфортно передвигается со скоростью «под сотню» по асфальту и «грейдеру» различной разбитости. Только в ногах перед задним сидением заняла место электрическая лебедка тягой до шести тонн.
Еще не доехали до точки старта, как начались первые приключения. Со звуком «пхххх» машина вдруг осела на правую заднюю сторону – спустило колесо. Авиатор еле удержал машину на дороге. Не выдержал быстрой езды на подспущеных колесах «бэдлок» - так называется устройство для жесткого крепления покрышки к диску. Пока мы выкручиваем сорванные болты, мимо проезжают все, кого мы обогнали. Вернее, не проезжают, а останавливаются предложить помощь (проехавшего мимо здесь не поймут). Вот Турбодед выскочил, чуть не поперек дороги бросив свой «УАЗик». В свои 72 он еще гоняется за рулем боевого джипа и учит молодых неписанным правилам джиперского движения. Но мы в помощи не нуждаемся, и его штурман заставляет дядю Толю ехать дальше, на старт СУ. Закончив ремонт, приезжаем и мы. Оказывается, организаторы тоже не доехали до старта бес проблем. Метров за тридцать у «Нисана» порвался только построенный колесный редуктор заднего моста. Несколько серьезных мужчин, сидя посреди дороги, внимательно смотрят на лежащие в луже масла зубья шестеренок.
А нам пора бы стартовать к церкви. Где она находится, никто из нас толком не знает. На просьбу дать координаты, Алюляй тычет пальцем в карту: «Она вот здесь!». Едем с надеждой, что кто-нибудь из участников все-таки знает, куда ехать. Неожиданная «демократия» для такого ранга соревнований. Факт доезда до церкви тоже фиксировался только самими участниками. Потом все дружно вспоминали, кого видели в лагере, кого – нет.
Деревянная церковь в лесной глуши между Свирью и Оятью оказалась совершенно уникальной. Построенная в первой половине XVI века, по документам она значится как снесенная. Видимо, не хватило духу снести такую красоту, поставили «галочку» и оставили в покое. Окрестные деревни давно прекратили свое существование, дороги заросли. До ближайшей «цивилизации» десятки километров глухих лесов и болот. Только под холмом стоит избушка, в которой в прошлом году еще жил абориген. Рассказывают, что брал с участников за проезд по сто грамм. Теперь дом пуст, хотя если прибраться, можно переночевать и даже стопить баню по-черному.
Трасса для нашего монстра никаких проблем не представляла. Нет такой колеи, чтобы не хватило дорожного просвета «Лапок»! Только пару раз глубокое торфяное месиво с бревнами старых гатей было не проезжаемо без лебедки. Но колонна – есть колонна! И приходилось тащить застрявшие «УАЗы». Один из них шел вовсе не «в зачете», подготовка и размер колес явно не соответствовали сложности препятствий, да еще сразу после старта у них отказала лебедка. Вместо того чтобы развернуться, они тащились на прицепе туда и обратно. В лагере поленились разобрать и починить лебедку, предпочли ждать, пока их снова зацепят. Были и другие примеры неспортивного поведения. В нашей категории первое место занял экипаж настоящего прототипа или «котлеты», как их называют на соревнованиях. Непонятно, как они смогли убедить организаторов, что это называется «УАЗ». Такой аппарат должен выступать в «ТР-3». К церкви они приехали первыми. Обратно все договорились стартовать в девять утра и колонной ехать, волоча всех поломанных, ряды которых пополнились за первую СУшку. Однако, «котлетка» стартовала в 8:30 и тихонько изчезла. А на нашей машине, втаскивая беспомощный «УАЗик» в очередной подъем, Авиатор перекрутил мотор, и ремень перескочил на пару зубов. Клапана «встретились» с поршнями, и подумалось, что это конец. Самые мрачные мысли подтверждались грохотом из-под капота и дымовалом из трубы. Ремень поставили на место, отвязали «галстук», и по-тихонечку поехали. И случилось чудо! К концу спецучастка клапана «пристукались», притихли, дым исчез, будто ничего и не было. Авиатор дал отбой своим петрозаводским механикам, которые уже откручивали и готовили к отправке двигатель такой же «Тойоты».
Почти без приключений мы проехали и воскресную гонку. Но заслуги главного эвакуатора прошлых двух дней в зачет не идут, а для скоростной лесной трассы наш «Круизер» великоват. Маневрирование между деревьев, скользкие подъемы и головокружительные спуски, где любые колеса скользят как санки. Каменистое, убойное для колес, русло речки и глубокое глиняное месиво – соревнование лебедок. Последний подъем все брали с разгона, насколько его хватит, потом цепляли трос. Одному из «Самурайчиков» не повезло – в конце подъема он неудачно подпрыгнул передними колесами и кубарем скатился вниз. К счастью, все отделались легкими ушибами и тяжелым испугом.
Выступление некоторых экипажей можно назвать подвигом. Например, команда «Башкирские овощи», которая приехала из Уфы на «Шеви-Ниве» и прошла нелегкую трассу почти без поломок (генератор, ШРУС, и прочая мелочевка не в счет). В итоге – второе место в категории «Туризм». Один из «Самураев» уже на старте оказался заднеприводным – развалился ШРУС. В субботу рассыпалась и главная передача заднего моста. Вернувшись в лагерь на «галстуке», починили передний привод и проехали воскресную трассу на одном переднем мосту и лебедке!
А мы благополучно финишировали, заняли третье место, и разъехались по домам. Третье время – предел наших возможностей на воскресной трассе. Но тут, как обычно, главное – участие! Это бесценный опыт, общение и новые знакомства!
Юрий Михайлов
|