12-я «Ладога», самое крупное внедорожное приключение в мире! 320 экипажей из разных стран со своими «службами тыла», 1200 километров вокруг самого большого озера Европы за 8 дней. По масштабу это можно сравнить, наверно, только с «Дакаром». Но там другая дисциплина – ралли, и организаторы - французы, а тут – трофи и наше. Там скорости «за сотню» и тысячи километров, тут 3 километра в час – это быстро. На спецучасток (СУшку) длиной 6 километров отводится 5 часов контрольного времени! Пешком быстрее выйдет, даже по таким болотам. И намного легче!
Первый спецучасток для нас был самым тяжелым. Ну не приспособлен «Круизер» для движения по торфянику! Не спасает и «36-й» «Супер Свампер», спущенный почти до нуля, тонет, месит жижу, закапывается в нее глубже и глубже. Лебедка, славный «Warn», из последних сил, еле-еле тянет джип вместе с тоннами мха и торфяной грязи к чахленькой болотной березке, которая вот-вот вырвется с корнем из жиденькой почвы. «Разулось» заднее колесо - лопнул «airlock». Поставили «запаску». Провалились в подводную канаву, чуть не завалились на бок. Выбирались час, страхуясь от опрокидывания тросом. Снова болото, когда оно кончится! В результате не уложились в эти самые 5 часов, опоздали на 10 минут. А за нами остались еще несколько экипажей. Вымотались на этом болоте, таская троса и «сэнд-траки»! Ногами-то идти тяжело по колено во мху, сапог засасывает – не вынуть! А в колеях и вовсе по пояс местами. Но жила надежда, что доедем до Карелии, а там камень, дороги твердые. Правда в низинах те же бездонные топи, но хоть не сплошняком, и деревья большие поближе – есть, за что трос вязать.
После финиша перегон до базового лагеря по асфальту. Еще надо успеть отремонтировать колесо, найти пропадающую зарядку аккумуляторов, приготовить ужин и отдохнуть. Подъем в 6 часов, старт - в 7. Впереди неделя в таком ритме. Подъем, гонка, финиш, перегон в лагерь, обустройство - палатка, костер, обед, и - за гаечные ключи! За полночь отбой, а утром - все сначала. «Тойота» держалась хорошо, хотя доставалось ей «по полной». Прокладывали свою дорогу по лесу чтобы объехать болото - снесли крыло с фарой. Понемногу удалили весь «кенгурятник», прикладывались бортами к деревьям, врезались мостами в пни, прыгали по бревнам гати. Она стойко терпела все «издевательства», когда другие уже вязали проволокой сломанные рессоры и перебирали мосты.
Все участники делятся на две категории: «спорт» и «туризм». «Туристы» делятся на три класса: собственно «туризм», «Open–туризм» и «Grand-туризм». Они идут по трассам разной сложности, а «Grand» это вовсе похоже, скорее, на экскурсию по красивым местам. В категорию «спорт» входят зачетные группы «ТР-1», «ТР-2», «ТР-3» и «прото». Они различаются разрешенным размером колес и степенью похожести на стандартный джип. «ТР-1» – это внешне почти обычный автомобиль, только с каркасом безопасности, с электрической лебедкой на бампере и обутый в «злющую» грязевую резину. Ну и с отмороженным пилотом, конечно. А «прото» - это «котлеты», они немного похожи на трактор, немного - на луноход. Описать трудно, лучше хоть один раз увидеть. Еще есть группа «рейд» - это команда из двух внедорожников, которые идут по трассам «ТР-2». Ну и еще квадроциклы, они тоже идут парами. Спортсмены, в отличие от туристов, «рубятся» на секундомер. Мы ехали в группе «ТР-2». На мой взгляд, это «золотая» середина. Трассы интереснее, чем в «единичках» (хотя, легких трасс тут не бывает), и боевые машины, все-таки, еще имеют сходство с обычными автомобилями.
Любоваться пейзажами в режиме гонки, конечно, некогда. Но даже то, что успел разглядеть, произвело впечатление! Я раньше бывал в Карелии, смотрел фильмы о предыдущих рейдах, но «живьем» окрестности Ладоги выглядят гораздо красивее, чем в кино! Организаторы сумели проложить трассы не просто по труднопроходимым местам, но и выбрать кусочки разнообразной и очень живописной природы. Реки с порогами и перекатами, водопады высотой до 17 метров, скалы, броды и каменистые с быстрым течением, и спокойные болотистые. Вообще, броды – это отдельная тема! Я раньше мог представить, что маленький «Самурай», меньше тонны весом, с закрытыми дверями может поплыть, но чтобы течением несло тяжеленный «Круизер»! Мы, пользуясь советами более опытных, переехали все броды довольно удачно – глубже середины стекол ни разу не погружались. А другие заныривали так, что и крышу местами подтапливало. Это при том, что любая из участвующих машин «отлифтована» и обута в огромные шины, то есть почти на полметра выше стандартной.
Случались и аварии. Один коварный валун за 50 метров до финиша отправил с откоса в озеро три джипа! «Самурайчик» накрутил там пять оборотов через крышу. К счастью, экипажи отделались легкими ушибами и тяжелым испугом. Немало машин оставалось обездвиженными на трассе с «порванными» мостами, «раздатками», с «умершими» лебедками. Потом чинились, тащили на себе железки из лагеря, пробирались к финишу. И у нас в болоте «кончилась» передняя лебедка. Помог мурманский экипаж, вытащили с берега. Потом из двух лебедок собрали одну, правда, без тормоза. Пропали тормоза и на машине. На подъемах зафиксировать машину стало проблемно. Все закончилось, когда после финиша предпоследней «СУшки» на перегоне к следующему лагерю пошел «в разнос» мотор. Обидно сойти, не доехав один, последний, можно сказать, символический спецучасток!
Несмотря на сход, все же мы можем сказать, что прошли «Ладогу»! Набрались опыта, получили массу впечатлений. Теперь думаю, как бы снова выбраться в те края и спокойно, с чувством и с толком полюбоваться карельской природой и просто отдохнуть среди множества озер и речек. И в трофи «Ладога 200N» С удовольствием приму участие, если будет такая возможность!
|