«Ударим мотопробегом по Европе!» - такой вердикт был вынесен на внеочередном собрании Экстрим-Клуба, посвященном 23 февраля. Кроме уже знакомых вам по прошлогодним публикациям лужан Вадима Артамонова и Алексея Гогузева в концессии приняли участие московский лужанин (или лужский москвич), собственно, инициатор поездки, Дмитрий Любомудров и петербуржец Сергей Шубаев. Путешественники по необъяснимым автору причинам выстроились в тексте в порядке возрастания кубатуры и мощности своих мотоциклов. Младшенький был Kawasaki KLR 650, далее Yamaha TDM 900, литровый Yamaha FZ-1S Fazer ну и Honda CBR XX 1100 Blackbird . Маршрут планировался долго и тщательно и перекраивался при этом десятки раз. Отправной точкой заграницы была Финляндия. Получить шенгенские визы в финском консульстве было проще всего, поэтому плясали от Хельсинки. Дальше на пароме в Стокггольм, поперек всей Швеции в Осло, круг по Норвегии с посещением фьордов, водопадов, горных озер и рек, ледника и прочих красот, потом из старинного Бергена на пароме в Данию, ходом до Копенгагена, снова в Швецию и обратный паром в Финку. Почему-то всех манил загадочной пеленой Амстердам, но все-таки нам с этим городом было не по пути, и Амстердаму было отказано. Утром 21 июня навьюченный караван через Питер выдвинулся к границе. Полет проходил нормально, пока на Выборгском шоссе чуть задремавший пилот Kawasaki не наскочил на обрезок 150 мм . бруса, мирно лежащего на дороге. Все-таки удивительные вещи с нами происходят порой. 4000 км . за 11 дней намотали, а брус только на родине попался, пешеходы зимой на тротуаре падают и руки-ноги ломают, а тут на 120 км/ч на шоссе навернешься, сам цел, тьфу-тьфу-тьфу, и мотик живой. Однако, время поджимало, в 17-00 паром, а до него еще больше 300 км . плюс граница. Паромы, а их у нас было три, это единственное, к чему мы были жестко привязаны. Они были заранее проплачены, иначе мест просто бы не нашлось, и опоздание грозило срывом всего путешествия. Границу РФ мы миновали буквально за 20 минут, границу Финляндии за 10, а дальше, как говорил герой одного фильма, до самого Лиссабона ни одного блокпоста. Первые впечатления от заграницы: отличное дорожное покрытие, везде разметка, световые табло с ограничением скорости, указатели не по-русски и сетчатые заборы слева-справа, чтобы лоси не выскочили на дорогу. Несмотря на обилие знаков, предупреждающих появление лосей, мы их так нигде и не увидели, а вот в овечью отару в горах чуть не въехали и задумчивую корову напугали так, что дорога в этом месте некоторое время представляла опасность. Паром «Силья Симфони» оказался маленьким «Титаником». 12 палуб, куча магазинов, баров и ресторанов, дискотека, сауна и прочие прелести жизни. Правда 4-хместная каюта с видом на променад больше напоминала купе, но перестука колес слышно не было, а качка отсутствовала в принципе. И вот утром второго дня мы в Стокгольме! Время почти Гринвичу, солнце на небе, жара. Музей королевского корабля «Васа» постройки XVII века, пасущиеся рядом на лужайке дикие гуси, музей героев сказок Астрид Линдгрен «Юнибакен» с кучей припаркованных колясок. Взрослые дядьки в байкерской экипировке смотрелись в детском музее нелепо, к тому же один из нас, пострадавший накануне, своими наспех отремонтированными скотчем одеждами напоминал европейского бомжа. Одни мотоботы чего стоили! Ковбой Мальборо отдыхает! Но очень хотелось посмотреть, как там Малыш и Карлсон. После небольшого прохвата по историческому центру берем курс на Осло. В буквальном смысле, забиваем в навигаторе, что нам в Осло, и тут же он выдает кратчайший маршрут из текущей точки. Вещь чрезвычайно полезная в путешествии. Все знает, все понимает, сколько ехать, какой дорогой, где куда свернуть, где кемпинги, где заправки, только вот говорить не умеет. Поэтому нашему штурману приходилось одновременно рулить, смотреть на дорогу, знаки, светофоры, навигатор под щитком, а иногда прикрывать его рукой от солнца, чтобы хоть что-то разглядеть. Пятьсот с лишним километров автострады Е18 промелькнули на монотонной скорости 130 км/ч в состоянии полудремы. Желтые кресты на синем стали синими на красном, мы в Норвегии! Пейзаж стал привлекать внимание, пошел дождь, ехать стало веселей. Через час такого веселья захотелось приткнуться куда-нибудь на ночлег в теплый домик. Таковой нашелся поблизости от очередной заправки, но нам было уже не до красот. Утро, как ни в чем не бывало, встретило нас солнцем. Долгие сборы, а долгими они были всегда (упаковать вещи, смазать цепь, проверить масло, протереть, почистить, нагрузить, привязать, вспомнить, что что-то забыл, и так 2 часа) - и мы снова в пути. До Осло каких-то полчаса, за это время так и не удалось придумать благозвучного обращения к жителям этого города, в котором 300 дней в году светит солнце. 23 июня был 301 днем, ливень застал нас дважды, особенно мокро было в вечерней экскурсионной поездке, на которую мы выбрались из расположенного в 50 км . кемпинга. К слову о кемпингах. Это самое оптимальное для туристов размещение. В Скандинавии их великое множество, находятся они, как правило, в живописных местах, обозначены на картах, путеводителях, дорожных указателях. Предлагаются места под палатки, автокемперы (дома на колесах, их тоже очень много), домики без удобств и с удобствами. Домик на четверых с душем туалетом, ТВ, двумя спальнями с 2-хэтажными кроватями, кухней с холодильником, плитой и посудой обходился от 800 до 1000 рублей на человека в сутки. По сравнению с бензином по 60-70 рублей за литр, просто даром. Следующие 3 дня были посвящены природе Норвегии. Нерукотворная красота – самое яркое впечатление от поездки. По дороге к фьордам мы пересекли горный хребет, любуясь суровым ландшафтом, снежными вершинами, поросшими скудной растительностью плато и наоборот, густой зеленью долинами. Десятки, даже сотни водопадов, бурлящие кристально чистой водой реки, камни. Первым делом мы побывали в местечке Флом с населением 450 человек - центре паломничества туристов со всего мира. Вечером мы совершили путешествие по горной железной дороге - Фломсбана, которая питается электричеством от водопада Кьюфоссен и поднимает пассажиров от берега фьорда на высоту 600 метров , при этом преодолевая 20 км . пути и 20 тоннелей. Конечная станция Мюрдал находится на основной железнодорожной магистрали Норвегии Осло-Берген, и поезда этих веток для удобства пассажиров приходят в одно время и стоят на соседних путях 15 минут. А чтобы праздные зеваки, вышедшие погулять, не путали поезда, их красят в разные цвета: зеленый и красный. Утром мы отправились на прогулку на кораблике по Согнефьорду, вернее по самой живописной его части из Гудвангена во Флом. Потрясающая красота! В самом узком месте фьорд имел 200 метров ширины при километровой глубине! Дальше наш путь пролегал на самый большой в Европе ледник Юстедальсбреен. Неподалеку от Флома мы нырнули в самый длинный (почти 25 км .!) тоннель. Мы хоть и экстремалы, но обгон фур в этой трубе добавил новых ощущений, как, впрочем, и обгоны на серпантинах. Равномерно на протяжении туннеля устроены четыре зоны для релаксации страдающих клаустрофобией. Каждая из зон имеет свой цвет подсветки. Еще сделаны специальные рукава для разворота, на стенах висят телефоны, работает мощная вентиляция. Когда же у нас-то на Красное Село и Пушкин развязки сделают!? Уж без тоннеля обойдемся, но стоять утром и вечером, а тем более по выходным, в пробке сил больше нет. Пробок, кстати, не видели нигде. Движение очень грамотно организовано – раз, дороги хорошие – два, водители вежливые и матчасть в подавляющем большинстве новая, исправная и чистая, а отсюда отсутствие ДТП – три. Полицейские машины видели раза три и то в городах. На дорогах установлены камеры, контролирующие скорость, но сначала висят знаки, предупреждающие, что скоро будет камера. И бензин сначала наливаешь, потом платишь. И шлема с вещами на мотоциклах везде оставляли. Интересно бы засечь, сколько времени пролежал бы дорогой шлем на сидении мотоцикла, оставленного без присмотра, ну, скажем, у здания администрации? Среднедневной пробег в Норвегии сократился до 300 км . Скорость заметно снизилась за счет постоянно петляющих дорог, паромных переправ и многочисленных остановок, с целью полюбоваться природой, пофотографировать и иногда заправиться. Вечер пятого дня путешествия застал нас в местечке Ольден, откуда до ледника было рукой подать. Заселившись в самый живописный на нашем пути кемпинг у подножия гор с заснеженными макушками и прямо на берегу чистейшего озера, мы отправились поужинать в кафе, где были весьма удивлены отсутствию посетителей и крепких напитков в данном заведении. Кроме одного сорта пива по цене водки на родине угоститься было нечем. Понятно, почему зал пустой. Добрая женщина за стойкой, каким-то образом угадавшая, что мы из России, посоветовала нам махнуть в ближайший вино-водочный магазин в город Фёрде в каких-то 150 километрах от Ольдена. Неужели она подумала, что русские парни так падки на спиртное, что отправятся в такую даль и плюнут на первый полуфинал чемпионата Европы по футболу, на трансляцию которого, собственно, и зашли!? К тому же обычные магазины-то у них рано закрываются, а подобного профиля – тем более. Если смотреть правде в глаза, тема алкоголя, вернее его отсутствия в этой северной стране, нас очень волновала. На следующий день мы как раз проезжали через тот самый Фёрде (похоже, именно как «ё» читается перечеркнутая буква «о») и заодно пересекали экватор нашего путешествия. И совершенно логично, что запас напитка, приобретенного на пароме, а напитком мотопробега мы единогласно выбрали виски, незаметно иссяк, и его требовалось пополнить. В супермаркетах искомого продукта не нашлось, поэтому пришлось перейти к опросу местного населения. Реакция всех респондентов на грамотно сформулированный и произнесенный вопрос: «Как проехать в магазин, где продают крепкие спиртные напитки?» была примерно одинаковой – замешательство, смущенная улыбка, чесание затылка, наморщивание лба, верчение головой по сторонам и длительное «мм-м-м-м….». Только после этого описывался маршрут и ориентиры. Заметьте, в опросе не участвовали дети и беременные женщины. Один дядька даже вызвался проводить нас на машине. Все приметы по пути следования совпадали. И вот он! Магазин! Пивной… Было совершенно непонятно, как коренные жители суровой страны, где летом совсем невысоко в горах лежит снег, через день идет дождь, а что происходит зимой - просто страшно подумать - нам было непонятно, как они переживают эти невзгоды с пивом! Вывод один - норвежцы очень хорошо живут, и алкоголь им ни к чему, а радоваться они умеют и так. Магазин мы все-таки нашли, координаты сохранили в навигаторе, если что - обращайтесь. Но вернемся к леднику. В деревушке Бриксдаль дорога общего пользования закончилась, дальше час пешком в горы по узенькой петляющей гравийке либо на специальной открытой машинке – этаком тролль-такси. Мы не пожалели о своем выборе, созерцая изможденных туристов и перехватывая их недобрые взгляды пролетариата на буржуазию. Пешеходы условно делились на группы «туда» и «оттуда». Те, что «туда», были явно бодрее, несмотря на то, что топали в гору, видимо предвкушение служило допингом. Которые «оттуда», выглядели марафонцами на 42–м километре. Конечно, было бы здорово попробовать заехать наверх на мотиках, нас бы тогда долго вспоминали и слагали легенды. Но вот и ледник! Строго говоря, сам ледник выше на плато и площадь его огромна, а нашему взору представился только серо-бело-голубой хвост, сползающий с вершин в небольшое озеро, из которого вытекает студеная речка и несет свои воды вниз к фьордам. У подножия было лето, а здесь почти зима. Но красота неописуемая! Усваивая увиденное, отправляемся в сторону Бергена - рыбацкого города, древней столицы Норвегии и родины Грига, из которого паромом мы должны уйти в Данию. Полпути нас сопровождал дождь, правда после остановки в Фёрде он был нам не страшен, но зато из-за потерянного времени мы не успевали на футбол поболеть за наших. К счастью под Бергеном нам попался спортпаб с одним болельщиком (и тот охранник). Через 90 минут счастье превратилось в несчастье для нашей сборной, но нам ли падать духом! На подъезде к Бергену нас насторожило отсутствие дождя, ведь это Осло наоборот, здесь всегда дождь. Беспокоились мы зря, утром все встало на свои места. Влага сначала висела в воздухе мельчайшими капельками, а тучи, казалось, можно было трогать руками. А потом вода полилась из них, будто кто-то вынул пробку. Нам уже было не привыкать, разве что навигатор заглючил от переизбытка влажности и вместо рыбного рынка протащил нас через весь город туда и обратно по забитым машинами улицам. Торопились и опаздывали мы всегда, поэтому протискивались между рядами, оставляя по сантиметру между зеркал. И так в одну сторону, а потом в другую. Со стороны наш маневр выглядел более чем потешно. Главную достопримечательность Бергена – рыбный рынок, исследовать пришлось тоже под дождем. От обилия морских деликатесов слюнки потекли сразу. Палтус, лосось, гребешок, кит, всякие скумбрии-селедки, креветки и прочие ракообразные, икра, суши. Малосольное, копченое, вяленое и просто сырое. И все свежайшее, только что выловленное. В тот день на пароме у нас был устроен праздник морепродуктов. Пять дней в Норвегии промелькнули как спортбайк на треке. Обидно, что в Бергене посмотреть ничего не успели, но паром ждать бы нас не стал. Датское королевство. Сплошная деревня. Всю дорогу поля слева, поля справа, коровы, трактора, запах навоза. Но все очень культурно и чисто. Видно, что сельское хозяйство процветает. Данию мы просвистели за один день, половину опять под дождем. Смотреть нечего, остановки только на заправках. Как плюс отметили полную линейку спиртных напитков на всех бензоколонках и первое место поставили датчанкам в скандинавском зачете. Единственную достопримечательность – длиннющий мост, только не тот, который между Швецией и Данией, а внутри страны, проехали в полном тумане. Не то, что воды внизу, дороги не видно было. Напряженка почему-то была у них с кемпингами. Все занято. Остановились на подступах к Копенгагену у информационного щита и обзвонили все близлежащие варианты. В самом гостеприимном нам предложили место под тентом между деревьев. В результате ночевать пришлось в пригородном мотеле прямо у дороги с веселеньким видом на похоронное бюро и двумя стоящими на приколе катафалками Volvo. День 9-й, Копенгаген. На всех языках он вообще-то называется Кобенхавн. Город, конечно, красивый. Полдня мы посвятили столице королевства, покатались по центру, прошли на речном трамвайчике по каналам и по акватории Копенгагена. Очень много катеров, яхт и прочих плавающих посудин пришвартовано у гранитных набережных. Почти Венеция! Но до Питера Кобенхавну далеко. В Дании, кстати, любопытствующие очень удивлялись русским на мотоциклах, видать наши байкеры нечасто балуют эту страну. А вообще мототуризм в Европе очень даже распространен. На протяжении всего турне нам то и дело попадались коллеги на нагруженных кофрами турерах, и по неписанным законам мы приветствовали друг друга поднятой левой рукой. Большинство дальнобойщиков пожирало километры на туристических эндуро BMW R1200 GS. Это как BMW X5 для автомобилиста, только на двух колесах. Очень необычную систему навигации мы видели у владельца такого мотоцикла из Италии. На спине его куртки был прозрачный непромокающий карман со вставленной внутрь картой, а сзади штурман, вернее штурманша, которая через гарнитуру руководила полетом. Снова Швеция, только с юга. Опять автобан, опять дождь, 600 километров и круг замкнулся в Стокгольме. Мы почти дома. Съехав утром с парома на улицы Хельсинки, лужане почувствовали себя как в Жельцах, возвращаясь из Питера. Дальше все просто и понятно. Родина встретила нас на границе в первый день июля ливнем страшной силы. Хорошо, что на границе. Пограничники даже разрешили нам загнать мотоциклы под крышу и переждать грозу. Всего 10 дней ездили по хорошим дорогам, а как отвыкли от плохих! Впрочем, как и от неумения автолюбителей уступать дорогу обгоняющим, смотреть в зеркала и держаться правой стороны дороги, а не осевой линии. Честное слово, контраст очень неприятный. Такое вот получилось скандинавское турне. Спасибо всем участникам путешествия за веселую компанию и читателям, за то, что дочитали до конца.