Проехавшись по северу Ладоги прошлым летом, мы решили, что обязательно приедем сюда снова. Вот, наконец, выезжаем по более длинному маршруту – вокруг Онежского озера - к Ладожскому. Нас теперь стало больше – нашей дочке уже исполнилось восемь месяцев, и ей уже пора знакомиться с лесной жизнью.
В этом году мы отправились в компании с двумя владельцами «Патриотов», у которых не сложилось запланированное путешествие в Монголию и на Алтай. Встретиться с ними мы должны за Кировском на мурманской трассе. Нам ехать дольше всех. Вдобавок, около часа занял процесс погрузки вещей в «Самурай». Резиновая лодка, бензопила, огромная лебедка с бухтой троса, буксирные стропы, «Хай-Джек» (длинный болотный домкрат), лопата, костровые принадлежности, канистра с бензином, ящик с инструментом, палатки, пенки, надувные матрасы, спальные мешки, походные стулья, резиновые сапоги, одежда на две недели на двух взрослых и ребенка, запас еды на несколько дней, аптечка, котелки, чайник, тазик для купания ребенка… Все, что нужно запихнуть в маленький «Самурайчик» занимало объем в несколько раз больше, чем он сам. Конечно, потом часть вещей перекочуют в «Патриоты», в которых едут только по водителю, но до них еще нужно добраться. В конце концов, последний сверток утрамбован в багажнике, резиновая лодка и два гермомешка принайтованы на крыше, и мы трогаемся.
12.07.09. Через Гатчину и Мгу добираемся до Синявинских высот, где перед Мурманкой нас уже дожидаются «Патрики».
Начало путешествия: Волхов, Лодейное поле, Подпорожье (говорят, самое захолустье Ленинградской области).
Подпорожский район. Город производит удручающее впечатление. Толи поселок, толи деревня. Брошенные дома, серенькие магазинчики. Зато здесь подметают и моют улицы. В Луге я уже много лет не видел поливальной машины. Но вот с высотки открывается вид на Свирь! Красота! Огромная река, плотина со шлюзами, грузовые и пассажирские теплоходы. Переезжаем плотину, отстояв очередь – движение однорядное. И снова начинается разруха. Бараки с пустыми окнами, брошенные предприятия, деревенские дома, забитые досками. Дорога извилистая, покрытие – как после бомбежки. Все едут по обочине с одной стороны, с другой уже все разбито. Вскоре подъезжаем к деревне Важины, расположенной при впадении Важинки в Свирь. На мысу видна красивая церковь. Вначале из-за светло-серого цвета стен показалось, что она каменная, позже я узнал, что это деревянная церковь XVII века.
Речку Важинку я нашел когда-то давно, разглядывая топографические карты Ленинградской области. Она начинается в Карелии и впадает в Свирь. Протекает в глубоком овраге, с порогами, перекатами и, может, водопадами. Места по берегам довольно глухие, дорога только на коротком участке от устья идет вдоль реки. Дальше леса и отдельные подъезды в нескольких местах. Выехав на берег в деревне Важины, я увидел в точности то, что представлял, глядя на карту. Бежит вода, перекатываясь по камушкам, образуя острова и плесы.
Вдоль речки мы доехали до Согинского Погоста и увидели маленькие Кижи. Деревянная церковь в хорошем состоянии. Нам подсказали, у кого ключи, но на экскурсию, к сожалению, уже не было времени. Отправились искать место для ночевки. Разбили лагерь прямо на берегу Важинки. С трудом насобирали сухих дров, полюбовались великолепным закатом. Только тучи гнуса отбили желание искупаться.
13.07.09. Обратно переезжаем Свирь по плотине и направляемся на восток, на Вологодчину. В Подпорожском районе великолепная дорога ныряет вверх-вниз по горам высотой более 200 метров. Вокруг бескрайние вырубки и кое-где штабеля леса. Проезжаем д. Конец, и перед Оштинским Погостом асфальт заканчивается. Вологодская область начинается сотней километров тряских грунтовок с редкими вкраплениями разбитого реликтового покрытия. Кусок идеального нового шоссе несколько километров длиной начинается также неожиданно, как и заканчивается. Наверное, кончились бюджетные деньги. Дальше грунтовка местами размыта наводнениями, видимо были сильные дожди. Видны следы селевых потоков - вокруг еле заметных ручейков водой нанесено грязи и ломаных деревьев, местами подтопленные строения и даже смытые баньки. Овраги, перерезавшие поперек дорогу, наскоро засыпаны, и идет ремонт. И вот в Палтоге попадаются еще одни «Мини-Кижи». Крыша деревянной церкви местами уже провалилась, купола в форме луковки уже завалились набок. Восстановить такое уже вряд ли возможно. В 30-ти метрах стоит каменная церковь, тоже в ужасном состоянии. Где-то тратятся огромные деньги не только на реставрацию, но и на строительство новоделов, а тут некому было просто подлатать, чтобы совсем не сгнили и не разрушились великолепные старые церкви.
Проезжаем Вытегру. Снова плотина и шлюзы, теперь уже Волго-Балтийского канала. Магазин «Спорт-Мастер» в деревянном вагончике размером с два киоска. Тут на заправках половина машин - джиперы. Преимущественно москвичи едут в отпуск, кто в Карелию, а кто-то дальше - на Кольский. Навстречу несутся в теплые края Мурманчане. На выезде долго трясемся по «стиральной доске», традиционной для этих краев. Наконец начинается асфальт, и мы все дружно жмем педали, забыв включить ближний свет. И тут же встречаем патрульную машину. Получаем свои протоколы (квитанции тут в дефиците – придется писать самим) и катим дальше.
Начинаем поиски дороги в Муромский монастырь. Перед стартом мы не составляли подробное расписание маршрута, не скачивали из Интернета треки. Из графика все равно выбьемся, а дорогу интересней найти самим. Определен был только список мест и достопримечательностей, которые хотелось бы посетить и увидеть. И вот тут случилась осечка – та дорога, которую мы увидели на карте, начиналась с давно разрушенного моста через речушку. Тут не ездили, как минимум лет 20, а вброд брать её на нашей технике нереально. Решаем отказаться от поездки в монастырь и едем сразу на Бесов Нос.
Мыс Бесов Нос в Онежском озере известен по двум причинам. Во-первых, благодаря своей труднодоступности. Семнадцатикилометровая дорога от деревни Каршево до берега Онего превратила его в Мекку всех джиперов Северо-запада. Во-вторых, на нескольких каменных мысах по побережью находятся петроглифы – древние наскальные изображения. Говорят, их возраст порядка 6 тыс. лет. Бесов Нос получил свое имя от семьи бесов, выбитых на кончике мыса. Главный Бес рассечен трещиной ровно пополам. По преданию, в эту трещину заливали кровь жертвенных животных. Теперь в неё засовывают монетки и, иногда, купюры. Над ним – маленький Бесенок, а Бесиху с куском скалы несколько лет назад увезли в «Эрмитаж». Поверх бесовой руки позднее выбит православный крест. Возможно, монахи изгоняли нечисть. Местные говорят, в деревне Бесов Нос по ночам творилась всякая чертовщина, поэтому жить там было непросто. От деревни нынче осталось пять домов, построенных в онежском стиле – рубленные фронтоны с торчащими бревнами стен теплой чердачной комнаты. Дома большие, добротные. На двух еще сохранились крыши, остальные уже обвалились.
14.07.09. Дорога достойна отдельной повести. Эти приключения интересны джиперам и малопонятны всем остальным. Первых отсылаю к рассказам и фотоотчетам в Инете, но лучше один раз попробовать, чем сто отчетов изучить. Сложность этих семнадцати километров сильно зависит от дождей и от того, кто проехал впереди. Время прохождения колеблется от трех часов до трех суток. Для подготовленной машины на грязевых шинах с опытным аккуратным пилотом, в общем-то, особых сложностей нет. Но с нами были два совершенно стандартных «Патриота» на дорожной резине. На одном только была установлена электрическая лебедка. Пришлось нам потаскать троса и ручной, и электролебеды, поупражняться в строительстве гатей и мостов. В общем, до мыса мы добрались за сутки, чистого времени в пути – одиннадцать часов. Ночь застала на полпути. В темноте пробираться по такой дороге гораздо тяжелее – совершается много лишних ошибок. Решили поставить палатки и покормить комаров, а продолжить движение поутру. Еще две речки вброд, несколько заболоченных ручейков, немного глины, каменная скала, и – вот он, берег Онего! Правда перед ним еще метров семьдесят полной чачи, но это уже мелочи, хотя они и отняли «Патриков» полтора часа. Мой «Самурай» преодолел всю трассу довольно легко, даже в совершенно непроезжаемый подъем от речки, к общему удивлению, буквально впрыгнул своим ходом.
Онего встретило нас штормиком и прохладой, но зато на берегу не было ни комаров ни мошек. Энди сразу же побежал в озеро. Бежать пришлось долго, чтобы окунуться на глубину чуть выше колена. А мы не выдержали и рванули на экскурсию на сам мыс, даже не поставив палатку. Места для стоянки туристов расположены в песчаных бухтах по бокам мыса, а на самом скалистом носу находится заповедник, охраняющий петроглифы. Стоянки, костры там запрещены. Мы доехали до маяка, бегло обследовали окрестности и вернулись в лагерь.
15.07.09. Следующий день был отведен на отдых и экскурсии. После дождя, который поливал нас всю дорогу, выглянуло солнышко. Ветер поутих, а на полоске пляжа под обрывистым берегом и вовсе была полная тишь. Только холодная вода не располагала к долгому плесканию. Зато среди камней на мысу – множество мелких луж, в которых вода прогрета получше. Полине там плескаться очень понравилось. А мы позагорали на камнях у маяка, немножко восстановили силы после долгой дороги под дождем с комарами. К ночи ветер снова усилился и гулял даже внутри палатки. Спать на ветру было довольно прохладно.
16.07.09. Мы очень надеялись, что обратный путь будет легче, глина без дождя сверху подсохла и перестала быть такой скользкой, уровень воды в бродах снизился на 10-15 см. Но легкой дороги все же не вышло. Бесы не хотели нас просто так отпустить. Сначала оба «Патрика» по очереди ввалились колесами между разъезжающимися бревнами мостика, который ремонтировали и сколачивали скобами после каждой машины, потом «Патриот» без лебедки ввалился в бездонную колею на оба моста на длинном сложном участке, где требовалось аккуратно пройти по бровкам. Встал намертво, даже привязанный к дереву «Патриот» Энди не мог сдвинуть его своей лебедкой. Больше часа мы цепляли его под разными углами с разных позиций, прежде чем он оказался на колесах. После был согнутый фальшпорог, разбортированное колесо, и по ошибке на каждый «Патрик» при прохождении гати, и все-таки мы уложились в 7 часов.
Неделей позже нас по тому же маршруту двинулась тройка «Экстримальных» сузуководов. Их «Джимники» имели подготовку и внедорожные способности гораздо лучше стандартных «Патриотов»: две лебедки на три машины, сенд-траки, силовой обвес. Мы с некоторым волнением ждали результатов их прохождения. Хоть это и не соревнования, но нам было бы немножко обидно за свои одиннадцать часов, если бы их команда прошла все ходом. Но Бесы не дали им легкой жизни. Они достали первый «Джимник» еще в Муромском монастыре, закоротив аккумулятор на капот. В результате сутки ушли на замену полностью выгоревшей проводки. А дорогу на Бесов нос перед ними хорошенько размесили два каравана тяжелых «Патрулей» на огромных колесах. Под конец добили погнутая рулевая тяга и кончившаяся лебедка. В итоге, со всеми ремонтами, они ехали намного дольше нас, с двумя ночевками в пути.
Но это было позже, когда мы уже загорали на бескрайнем пляже берега Ладоги под Видлицей. А пока мы выбрались на асфальт и покатились на север, в сторону Медвежьегорска. Но проехали не много, остановились на ночевку на берегу Панезера в компании одинокого рыбака. Красивое озеро оказалось очень мелким с зеленой тиной по всему дну. Чтобы набрать воды в котелок, отъезжали от берега на рыбацкой лодке. И все это под монотонный заполняющий комариный гул.
17.07.09. Ремонтируя разутое колесо в Пудожи, увидели неподалеку мотель с сауной, и так нам захотелось помыться после недели лесной жизни! Баня, обед в кафе, итого 3 часа в цивилизации, и - снова в дорогу. Искали место для ночевки на берегу каменистой порожистой речки Тубы, но в устье место было занято целым лагерем москвичей, да и ветер там с озера, от которого мы уже устали. Другого подъезда не нашли и поехали дальше. Остановились в бухте за мысом Бабий наволок. Мыс прикрывал от ветра, рядом устье речки со щучьим камышом. В общем, место нам понравилось, только вот комары снова. Единственный раз за поездку надули лодку, но щука не попалась.
К обеду следующего дня подъехали к городу Гирвас. Как раз в этот день меня приглашали на покатушку, проводимую местным джип-клубом. Но к старту мы опоздали. Застали только последние две машины, которые не укладываясь в контрольное время, пробирались по валунам к финишу. Народ уже расходился, встретились и знакомые по разным соревнованиям лица. Погуляли по пересохшим водопадам, от которых остались маленькие ручейки и озерца. Теперь, после постройки ГЭС, это зона сброса воды из водохранилища. А раньше тут был самый высокий водопад Карелии. Красивые места ещё знамениты и тем, что здесь проходят многие популярные трофи-соревнования от пролога «Карелии-трофи», до более мелких, местного значения, как сегодняшнее.
Дальше поехали в заповедник Кивач с самым знаменитым водопадом Карелии. Речка, сжатая по бокам скалистым каньоном, скатывается с трех уступов, самый высокий из которых около 9 метров. Красиво! Но тут всё окультурено. Много народу с фотоаппаратами, торговля сувенирами и шашлыком. Шашлык оказался кстати – несколько разнообразил наше меню. А потом мы снова поехали в глушь.
Перед Петрозаводском сворачиваем на новую трассу в Сортавалу. Местами она ещё не построена и приходится трястись по пыльной грунтовке. Сворачиваем к озеру Пертозеро и выбираем место для ночевки. По всему берегу – царство муравьев! Каждые пять – десять метров огромные муравейники. Их проспекты покрывают всю почву плотной сетью. Стоит встать на одном месте, как через несколько секунд они уже карабкаются по ногам в штаны. О постановке палаток на их территории не может быть и речи. Пока катались по берегу, освободилась полянка, свободная от муравейников, и мы быстро занимаем ее, чтобы опередить группу велотуристов. Местность здесь обитаемая.
Берег озера мелководный, поросший тростником. Свежий ветерок поднимает волнишку, вода в полосе прибоя мутная. Для готовки приходится использовать свои запасы. Снова традиционное меню – макароны с тушенкой. Вариации только в производителе тушенки. Всю картошку мы съели в первые дни, чтобы не возить. После путешествия потребуется долгий отдых от наших лесных блюд, чтобы накинуться на них, как в первый вечер.
19.07.09. Утро тихое и солнечное. Вода у берега отстаялась и стала прозрачной. По-быстрому окунулись – освежающе. Сворачиваем лагерь – и на трассу. Вскоре начинается свежий асфальт, и мы быстро долетаем до Питкярантского района.
Каменное болото. Удивительная местность неподалёку от реки Уксун. Вся поверхность земная тут покрыта огромными округлыми валунами яйцевидной формы. Как гигантская галька в полосе прибоя. Откуда они тут? Может ледник прокатил их через тысячи километров и стесал углы? Среди этого нагромождения, расположены озёра и озерца с островами. Деревьев почти нет - нет почвы, редкие сосенки кое-где. Даже мох не растёт, только лишайники на верхних сторонах камней. А между - пустота. Уронишь телефон или что-то мелкое – ускачет по щелям в бездонную глубину. Всё это производит впечатление какой-то аномальной зоны, но очень красивой.
Дальше едем на стоянку, найденную нами прошлым летом. Мы окрестили её Райским местом. Сухой сосновый лес, хорошие дороги, тёплое лесное озеро с окунями и всё в совершенно безлюдном месте. Только птицы кругом: чомги, журавли, утки и прочие. Поставили палатки, развели костёр, искупались. Сидим, и даже комаров почти нет! Полинка поплескалась в тазу. Энди наловил окуней на уху. Оригинальное блюдо – уха с грибами.
Неподалеку от Райского озера, которое на карте и названия не имеет, находится братская могилка десантников, погибших тут в июле 44-го. Посреди глухого леса – маленькая табличка на столбике и рядом – пробитая каска и ржавые боеприпасы. Еще в нескольких километрах дорога проходит сквозь заградительный рубеж Линии Маннергейма. Четыре ряда огромных острых валунов тянутся через леса и поля на десятки километров.
20.07.09. Утром стартуем по извилистым грунтовкам к самому высокому в Карелии, 19-метровому водопаду Белые мосты на реке Кулисмайоки. Я хотел добраться до него напямик. Для этого последний километр пути нужно проехать по трассе «Трофи-Ладога» для категории «ТР-2». Но водители наших «Патриков», увидев эту дорогу, предпочли идти пешком, потом возвращаться назад и давать круг по твердым дорогам. А мы благополучно доехали и дальше выехали хорошей грунтовкой на шоссе Петрозаводск – Сортавала. Водопад этим летом полноводнее, чем прошлым, и вода после дождей коричневая. Для спуска вниз уже построена деревянная лестница. Теперь не нужно карабкаться козьими тропами по склону.
Вдоль скалистых шхер севера Ладоги едем в Сортавалу пополнить запасы. Следующий пункт у нас – Мраморный каньон под Рускеалой, но туда мы поедем наутро, а пока ночуем на берегу небольшого озера неподалеку от гор Петсевара. К вечеру зарядил противный дождик и не прекратился до утра. Это единственный вечер, который мы провели, сидя под тентом, натянутым между двух машин. Скалистую гору, поросшую сосновым лесом, на противоположном берегу озера накрыли низкие облака, и пейзаж получился в точности, как в Альпах! Любуемся под песни Полковника и гудение комаров. Порывы ветра периодически принимают наш тент за парус и надувают его, пытаясь поднять джипы в воздух и роняя кол – подпорку. Дым от костра с запахом жаренных колбасок тоже прячется под тентом вместе с нами и ни в какую не хочет уходить. Полину положили спать в палатку, рядом с ней оставили рацию с включенной функцией автоматической активации на голос. Несколько дней эта фишка сажала батарейки и забивала эфир музыкой эндиной магнитолы. Поиски неисправности закончились обнаружением полезной функции, которая должна теперь помочь нам услышать, если Полинка заплачет.
21.07.09. Утром выглянуло Солнышко и мы, просушив палатки, направляемся в Рускеалу. Красивейшие места – страна водопадов, и сосны растут прямо на мраморе! Добывать его начали с середины XIX века для отделки многих дворцов Питера и пригородов. Во время войны финны, уходя, затопили карьер вместе с техникой. В 60-х годах в последний раз отсюда взяли мрамор для облицовки станции метро «Лесная». Теперь это продолговатый каньон с отвесными скалистыми берегами, длинной около полукилометра. Глубина чистейшей зеленоватой воды порядка 30-40 метров, видимость – 12 метров. Ручные утки и чайки кормят птенцов, крики отдаются эхом от скал, особенно в гротах. Все это превращено в зону туризма: пешие прогулки по берегам, прокат лодок, парковка, кафе. А самое красивое – ночная подсветка, в том числе подводная. По выходным организовываются погружения дайверов.
А мы продолжаем экскурсию по водопадам: целый каскад порогов на речке Тохмайоки, бывшая ГЭС в Ляскиле на реке Янисйоки. Тут крупная река с общим перепадом на нескольких порогах около 20 метров. Плотина разрушена, но осталось здание электростанции. Дальше на пути две действующие ГЭС в Салми, два водопада в деревне Койринойя, и, наконец, Ууксу – устье Уксунйоки.
Мы на Уксе уже бывали, и водопады видели, и место для стоянки знаем – красивый утес над водопадом. И пейзаж живописный, и рыбалка, и шум воды наверху уже не мешает разговаривать. Сюда «Патрики» доехали с небольшими проблемками – пару раз размотали лебедку. Один раз забыли включить передний мост и ругались: «Чего она не едет!». Другой раз свалились в колею на подъеме от брода. Но мне хотелось проехать дальше вдоль реки. Здесь проходила трасса «Ладоги».
22.07.09. На следующий день в компании местного рыбака на «Минске» отправились на одной машине. Рыбак через пару километров остановился, сказал, что на мотоцикле дальше не проехать – грязь и глубокие болота. А «Самурай» весь этот отрезок до красивого брода, показанного во многих фильмах про трофи «Ладога» прошел легко и вышел на новую грейдерную дорогу. Ее построили вдоль реки от одного шоссе до другого для вывоза леса. Делянки уже начали разрабатывать, появились пустыри и штабеля леса. Через год – два эту местность будет не узнать. Красивейшие места превратятся в безобразную пустыню.
Пока собирали лагерь, посмотрели, как ныряют с водопада байдарочники на рафтах. Эта река с порогами - падунами и разрушенными плотинами очень популярна среди водных туристов всех возрастов. Несмотря на первую категорию сложности, здесь ходят и более опытные спортсмены, отдыхают сами и тренируют подрастающих детей.
Дальше мы планировали поваляться на 15-километровом песчаном пляже в районе Видлицы. Небольшой перегон, и сворачиваем к песчаным дюнам Ладоги. На рыхлом песке «Патриот» сразу зарывается по ступицы. Стравливать, потом снова накачивать колеса лень, поэтому приходится разматывать лебедку, используя второй «Патрик» в качестве якоря. Дальше по пляжу не едем, а так было бы удобнее всего найти место для лагеря. Приходится петлять по редкому сосновому лесу над озером. В этом году берег не совсем безлюдный, как прошлым летом. Две компании отдыхают на видимых трех – четырех километрах. Останавливаемся на нижнем ярусе, отделенные от прибоя только полосой высокой травы шириной метра три. Высокий берег за нами защитит нас от ветра, если он поднимется. Мы уже заметили и на онежском берегу, и на ладожском, что внизу создается свой микроклимат. Наверху дует свежий ветер с озера, и сидеть там совсем не жарко. А у воды на пляже в это время настоящий зной.
23.07.09. Утром на берегу над нашим лагерем появился микроавтобус. Семья отдыхающих прошагала через наш лагерь к берегу. Странная стадная психология у большинства жителей крупных городов. Кругом километры пространства, нет – надо подъехать вплотную к людям! Хоть бы поздоровались!
Мы позагорали до обеда, позанимались мелким ремонтом машин и надувного матраса, и стало скучно. Решили ехать дальше. Из плановых достопримечательностей остались Александро-Свирский монастырь и Габановский маяк в устье Свири.
Перед монастырем просторная стоянка заставлена экскурсионными автобусами и легковыми машинами. По дороге от стоянки к главному входу бабушки продают чернику и грибы. Внутри – евроремонт! Ослепительно-белые стены, зеленые подоконники под цвет куполов, ярко красные цветы одного размера в корытцах на всех (!) подоконниках, и пожилая сестрица ножиком (!) чистит растительность с блестящего тротуарного камня, уворачиваясь от ног туристов.
Дорога к Габановскому маяку идет вдоль границы Олонецкого заказника. На всех дорогах, сворачивающих налево, устроены шлагбаумы, закрытые на замки. Таблички говорят, что въезд запрещен – ни шагу налево. Выезжаем на берег Ладоги, но маяка не видно. Сплошь рыбацкие стоянки разной степени комфортабельности – от лачуги, построенной из мусорного бака до цивильных дачных домиков. Расспрашивая рыбаков про маяк, продвигаемся вдоль берега. И, наконец, упираемся в режимную территорию маяка. Правда, выясняется, что это уже не Габановский, а следующий за ним. Но нас интересовал, как оказалось, не тот и не этот. Я хотел попасть к самому высокому маяку на Ладоге. Женщина, живущая здесь, показала нам его – палочка, еле различимая на горизонте в хорошую погоду. Он, Сторожинский маяк, кирпичный, высотой 45 метров, находится на другом берегу Свири в Ленинградской уже области. Попасть к нему можно только по воде, но у нас уже не остается времени. Располагаемся на последнюю ночевку нашего маршрута неподалеку от маяка, на пляже, среди сплошных песчаных муравьев, населяющих весь берег. Завтра сворачиваем лагерь, и – перегон до дома.
Итого: 2341 километр за 13 дней пути, «Самураем» съедено 253 литра бензина, нами всеми – 41 банка тушенки, не считая шпрот и сардин, нескажусколько литров водки, не считая коньяка и пива. И без потерь не обошлось – у одного «Патриота» за 200 километров до Питера развалился натяжной ролик ремня ГРМ, и он продолжил путь домой на «галстуке». Мы, приехав в Лугу, заехали в магазин, и, видимо, перестарались с продуктами. У «Самурая» лопнула рессора. А, в общем, замечательное путешествие! И на следующий год осталось: Муромский монастырь, Андом-гора, гора Воттаваара и чертова лестница, Сторожинский маяк, горы Петсевара… А там и до Терского берега недалеко. Да всю Карелию все равно не объехать
|