Еще немножко лета.
Вылазка на теплое
море, которую планировали еще в прошлом году, наконец-то свершилась. Поехали на
легковой машинке на «овощной» отдых. Правда палатку, спальники, пенки и весь
походный набор с собой прихватили. И занял он весь багажник маленького «ГЕТЦа».
На заднее сидение и на пол рядом с детским креслом упали три «недетских» сумки
и сверху куча всякой мелочевки. В таком упакованном виде 1 сентября мы
выкатились из Луги в южном направлении. Погода солнечная, дорога хорошая, а в
Белоруссии – просто отличная. Про белорусские цены и порядок мы были уже много
наслышаны. И когда мы тормознули, чтобы перекусить в придорожной беседке, были
очень удивлены огромной помойкой. Решили ее списать на близость границы, и
правда – в дальнейшем ничего подобного не встречали. В деревнях подстриженная
травка на широченных обочинах, красивые ровные заборы, с одинаковой на всем
протяжении деревни отделкой. Даже стога сена наряжены матрешками. А на дороге
сразу культура вождения появилась, хотя автопарк намного старше российского, по
большей части.
Мы планировали
переночевать в палатке за Гомелем, даже местечко я присмотрел по фотографиям со
спутника. Но до Гомеля мы не доехали по причине позднего старта и решили
ночевать в Могилеве в какой-нибудь гостинице. Раз у них все дешево, почему бы
не воспользоваться белорусским комфортом! С помощью таксистов нашли среднего
уровня отель – 13-этажный «Могилев». Из окна нашего 10-го этажа вид на
полгорода, но это мы уже утром оценили. И покатились дальше. Граница с Украиной
прошла довольно удачно – порядка часа. Сезон отпусков прошел, с ним и
километровые очереди на пунктах пропуска. Но все-таки отметили, что на
белорусской стороне все организовано четко, никаких вопросов не возникает.
Украинские стражи границы даже в багажник не заглянули, но беготня с бумажками
от окошка к окошку с очередью у каждого заняла полчаса.
Дальнейший путь снова
получился не быстрым. Прежде, чем оказаться в Крыму, еще дважды переночевали у
родственников: в Киеве и в Николаеве. На выезде из Киева попались на розыгрыш
навигатора, который отнял у нас полдня. Логику этого прибора я так и не понял.
Прокладывая маршрут, он упорно избегал хороших автострад. На выезд из Киева,
вместо прямой трассы «Е-95», повел нас какими-то деревнями да бетонками по
другому берегу Днепра. Я давно знаю, что электронным мозгам доверять нельзя, и
всегда на других ругался, когда не думая сворачивали по воле навигатора с
прямой дороги в какие-то дворы и трущебы. Но тут я сам проверил маршрут, на вид
он был достаточно прямым, в настройках была быстрая, а не самая короткая
дорога. И повелся. В результате, когда надоели убегающие из-под колес куры,
когда стало ясно, что так мы сегодня до конечного пункта не доедем, стали
выбираться на «Е-95». Выехали в пятом часу вечера в 120 километрах от Киева. И
тут сделали еще одну ошибку: через полторы сотни километров снова свернули с
трассы. Правда теперь и указатели советовали тоже самое. И плелись впотьмах по
каким-то узеньким дорогам с нескончаемым ремонтом в вялоползущем потоке, вместо
того, чтобы за пару часов долететь до Одессы и свернуть на Николаев. Зато потом
я уже всегда проверял навигатор до последних подробностей, прежде чем принять
его маршрут. Опыт дорогого стоит!
Вот наконец и Крым!
Сначала мы поехали в западную часть, на полуостров Тархан-кут. Степи
бескрайние, поля, оросительные каналы. Узенькие дороги приличного качества,
машин совсем мало. Катимся, любуемся. Доехали до Стерегущего и свернули к морю.
Не терпится! Длинная песчаная Бакальская коса с дорожкой посередине, с болотом,
переходящим в полосу пляжа по сторонам. Вышли из машины, ветерок очень свежий
мысли о купании унес. Пляж из ракушечника. Пополаскали ножки и отправились
дальше. Приехали в Оленевку – это самая западная оконечность Крыма, собственно
Тархан. Заглянули на пляж и поехали осматривать полуостров. За маяком на мысу
начинаются известняковые обрывы, у которых купался Человек-амфибия. Подходить к
краю боязно, высота больше сотни метров, внизу блестит море. Наверху
полустепь-полупустыня с колючими растениями и глинистой почвой. Для ночевки
неуютное место. Поехали на стоянку обратно в сторону пляжа. Выбрали место, где
кончился обрыв. На берегу стоят остовы туалетов и каменные замысловатые стены,
призванные защитить очаг от ветра. Чуть дальше – колодец с солоноватой водой. В
общем, все замечательно, только колышки от палатки в землю не втыкаются.
Привязал на всякий случай к машине, чтобы ветром не унесло. Задувает-то как на
море!
Спрятал в каменной
полубочке от ветра газовую плитку (дров-то тут взять негде) и поставил котелок
с водой. После захода солнца стало совсем прохладно, пригодились теплые вещи.
Часа в четыре утра приехали наши товарищи из Питера, с которыми мы проведем эти
две недели крымских каникул. При свете фонарика на ветру поставили их палатку и
упали отдыхать до утра.
Проснулись от яркого
солнышка, ветер стих. Пока мы пробуждались и раскачивались, стало по-настоящему
тепло. Мы совершили еще одну экскурсию над обрывами, теперь уже на двух
машинах, и отправились на пляж.
Вода сначала казалась
прохладной, но когда нырнешь, уже и нормально. Я попробовал нырнуть с маской.
Вода очень прозрачная, внизу, в нескольких метрах, ровный мелкий песочек. По
нему бегают, что-то едят, дерутся, закапываются в песок крабики. Иногда
проплывают красивые медузки. Красотища! Тогда мы еще не знали, что это будет самый
лучший и чистый пляж за поездку. По мере перемещения вдоль берега на восток,
песок сменяется камнями и галькой уже за Евпаторией. Изучать подводный мир там
не менее интересно, ко всему там добавляются еще рыбы: бычки ходят по камням на
плавниках и едят какую-то тину, «селедки», как я назвал этих серебристых рыб,
носятся стайками, и еще кто-то полосатый с бычьим лбом сантиметров до сорока в
длину. Как в аквариуме плаваешь! Вот только ходить очень неудобно – больно и
скользко. Пришлось потом в тапках купаться. Но интересно и вылезать совсем не
хочется. В последние дни мы, погнавшись за песочком, вернулись в Евпаторию.
Песок - песком, но купаться стало скучно. Мутная, хотя и более теплая вода,
обрывки водорослей, медузы и тьма народу на городских пляжах. Отъехав
километров двадцать в сторону, оказались на довольно пустынном берегу, но та же
муть. Смысл купания пропал!
Вообще, когда мы ехали
в Крым, я думал, что пляжи и море для нас – не главное. Был огромный список
достопримечательностей и красот, которые хотелось увидеть. Но когда начались
«будни» нашего отдыха, мы скоро поняли, что придется выбирать – либо пляж, либо
поездки и экскурсии. Ехать на море надо в первой половине дня, потому что после
обеда уже становится прохладно. И в полдень-то не очень жарко, если только от
ветра укрыться, начинает по-настоящему припекать. А ехать куда-то на отдаленные
экскурсии тоже надо с утра, иначе не успеть. И мы выбрали пляж! Наше северное
лето уже кончилось, перед отъездом мы поймали последние деньки. Вернемся домой
уже в осень. А по морю соскучились, последние годы все в северном направлении
путешествовали. И решили поваляться овощами на солнышке.
Кое-что, конечно,
посмотрели. Начали с автомобильного подъема на перевал Ай-Петри. Высота – 1234
метра над уровнем моря, причем подъем почти от этого самого моря. Дорожка – две
машины с трудом разъезжаются, ограждения есть далеко не везде. Видимость вперед
не больше пятидесяти метров. Восемнадцать поворотов - «шпилек» на 180 градусов,
крутизной такой, что руль до упора надо выкручивать. Но для нас ужаса ужасного
не было, тут деревья есть. Кроны пушистых крымских сосен скрывают обрыв и море
под ним. Вспомнили Алтай, перевал Кату-Ярык, там «всего» шестьсот метров
перепад (1400 на верху, но и долина на восьмисотметровой высоте), но склон
голый и дорожка – узехонькая грунтовочка. В боковое окошко видишь то стенку, то
- скалу противоположного берега ущелья и змейку реки далеко внизу. Вот там
жутковато было. Зато здесь адреналин от дороги. Когда-то тут проходил один из
лучших этапов Чемпионата СССР по авторалли. Представляю, каково давить педаль
на таких виражах, цена ошибки над обрывом совсем другая. Местные водилы и
сейчас летают – страшно смотреть. Некоторые иномарки с номерами столичного
региона пытаются не отставать, причем выруливают на встречную полосу в
совершенно «слепых» поворотах.
Вид сверху – не передать!
Даже фотографии не дают представления о той красоте. Море до горизонта (а
горизонт сверху далекий!) блестит на солнце, Ялта полоской протянулась по
краю, по бокам - скалы и сосны. Спуск по
противоположному склону совсем другой: лиственный лес, скал нет, но склон по
крутизне не уступит. И такой же «серпантин».
Целью этой поездки был
Большой каньон. По склонам проходят туристические тропы, вход платный – тут
территория заповедника. Ну и чистота поддерживается, тропинка обустроена:
ступеньки, где надо, метки на деревьях, чтоб не заблудиться. Само – собой,
скалы, обрывы, речка внизу – словами не передать. Прыгаем горными козликами то
по камням, то по лесистому склону. Фотографируем, на площадках обозрения
(естественного происхождения) к краю подходить как-то не хочется, дна ущелья не
видно. Только изредка проглядывает между утесов речка. Зато с противоположного
склона голоса – группа туристов идет по альтернативному маршруту. По тому
берегу тропа на километр длиннее и выходит к дороге ниже. А мы выходим на
речку-ручеек, которая впадает в ту, что видна была сверху, и идем вверх по
течению. А начинается ручеек с источника, который течет из подземного озера.
Из-под каменюки бьют струи воды, которая очень богата серебром. Рекомендуют
всем ее попить и с собой в бутылку набрать. Источник один из самых крупных в
мире в своем роде. Утолив жажду, пробираемся дальше и вскоре выходим к руслу
речки. Летом воды в ней не много, но известняковые берега обработаны водой и
имеют очень причудливые округлые формы с омутками и водопадиками. По руслу
добрались до «Чаши молодости». Легенды уверяют, что купание тут дает
омолаживающий эффект. Искупались, я даже дважды. Чаша длиной чуть больше трех
метров, глубина два с половиной метра, но из-за прозрачности воды кажется, что
гораздо меньше. Вода совершенно ледяная – бодрит!
Самая дальняя поездка
была в Севастополь. Пришлось в один день выполнить очень обширную программу.
Сначала прогулялись по набережной в центре и отправились в Херсонес. Древние
развалины средневекового города, местами немного достроенные и
подреставрированные. В центре большой храм, полностью построен совсем недавно
на месте разрушенного. Но более интересной оказалась прогулка по развалинам древнего
пещерного города в Инкермане. Эти остатки башен и крепостных стен почему-то
никому не нужны. В центре, на месте самого города вырыт огромный карьер. Тут до
сих пор добывают известняк, вместо того, чтобы пустить археологов. Под
горой расположен пещерный монастырь, а
на другой стороне дороги в таких же пещерах кто-то живет. Даже вставлены
какие-то рамы со стеклами. На веревках белье висит.
Конечно, не прошли
мимо знаменитого винного завода в Инкермане. Цены совсем смешные, а вина очень
высокого качества. Набрали всяких: и марочных, и из новой коллекции, и коньячка
добавили. Дегустировали по вечерам и домой привезли, жаль, машинка у нас совсем
маленькая. Потом, будучи в Ялте, не обошли и Массандру. Ее-то уж все хорошо
знают, зато эти вина и немного дороже – ординарные стоят, как марочные в
Инкермане. А на обратном пути проезжали через Качинские виноградники. Тут
выращивают тот виноград, из которого делаются лучшие инкерманские вина. Я даже
не думал, что бывают такие грозди – около полуметра высотой. Такая, наверно и в
ведро не поместится.
Ялта сильнее всего
запомнилась водной экскурсией к Ласточкиному гнезду. По дороге на машине
проскочили поворот, как оказалось - все к лучшему! Прогуливаясь по набережной,
услышали призывы за полчаса сгонять и посмотреть замок с моря. Цена приемлемая
– согласились. Правда полчаса только просидели в лодке в ожидании, пока
наберется нужная группа - 14 человек. Потом капитан с помощником радостные
спустились на борт с коробками – получили долгожданную посылку – новые винты!
Еще когда мы только подошли к лодке, меня несколько удивила
энерговооруженность: на лодке меньше десяти метров длиной стояли два мотора
«Судзуки» по 250 лошадиных сил! Лодка действительно оказалась непростая, и
капитан «больной» в хорошем смысле. Когда мы все-таки вышли в море после замены
винтов, он дал «газ», нас вдавило в сиденья, как в мощной машине. По пути
навигатор показывал более 80 километров в час! «Обычные» катера (которые тоже
совсем не слабые и очень дорогие) оставались за кормой, как будто они стояли на
якоре.
Посмотрели на
«Ласточкино гнездо», пощелкали фотоаппаратами. Посмотрели на уступчик, с
которого прыгали в воду ныряльщики – недавно тут проходили соревнования.
Впечатлило! Но с адреналином от скорости это не сравнить!
Посетили Воронцовский
дворец в Алупке – красота! Жили же люди! И стороили со вкусом. Сочетание двух
совершенно разных стилей – средневекового замка-крепости с восточными мотивами.
Но это нет смыла описывать, надо видеть. Так же как Никитский ботанический сад
и все прочие достопримечательности и красоты.
А еще наелись
настоящих свежих фруктов и овощей, у нас теперь таких не продают почему-то.
Персики, нектарины, помидоры, перцы, виноград – все ароматное, настоящее! Вино
из местных погребов дополняло букет. На обратном пути целый день бахчи вдоль
дороги шли. Арбузы и дыни только собранные продаются по гривне. Была бы машина
по-больше, привезли бы домой.
Главное, что
отложилось в памяти – скалы и сосны! Это символ Крыма: невысокие (все-таки,
километр с небольшим – это не много для настоящих гор), но отвесные и очень
красивые скалистые берега синего-синего (и совсем не черного) моря, поросшие
пушистыми соснами, которые могут с кедром поспорить красотой хвои, и даже шишки
похожие.
Такая вот получилась
поездка. Домой возвращаться совсем не хотелось, с удовольствием бы еще хотя бы
недельку пожили в лете, дома нас уже глубокая осень встретила.
|