27 сентября. Впереди Кемерово и Новосибирск.
О суровых бандитских нравах этих краев я много слышал. Нужно проскочить этот
отрезок ходом. Говорили, перегонщиков тут просто отстреливают без разговоров.
Быть отстреленным, пусть даже с разговорами, совсем не хочется!
Пытаюсь
торопиться, а впереди какой-то МАЗ тащится, бренча антистатической цепью.
Дорога петляет, обогнать негде. Наконец-то удалось! Немного оторвался, увидел
заправку. Бак уже почти пустой, надо свернуть. Свернул. Она оказалась
недостроенной. Разворачиваюсь обратно на дорогу и вижу, как злополучный МАЗ проезжает
мимо! Быстро догнал, но немного не успел с обгоном до начала спуска с левым
поворотом. На спуске дорога хорошо просматривается, легко обхожу и качусь
дальше в одиночестве. Появляется пост ГАИ. Зачем его поставили в тайге?
Останавливают. Очень хочу излить на инспектора свое раздражение за эти
бестолковые остановки. «Куда торопимся?» Скорость не мерили, да я, вроде, не
торопился. Показывают мне тот спуск, он виден, как на ладони. И мой обгон через
сплошную, соответственно, тоже. Тут уже не до шуток, оставлять в Сибири права
совсем не охота! МАЗ останавливается сзади, его уже заготовили в свидетели –
все серьезно! Начинаю рассказы про трансконтинентальное путешествие в условиях
острого финансового дефицита, надеясь на сочувствие. Реакция капитана двояка:
сочувствие слегка заметно, но он, шурша бланками, не перестает что-то быстро
писать. «Ваши предложения?» Если начнет протокол, будет сложнее. Из предложений
у меня самая мелкая тысячная. Пятисотка, наверное, прокатила бы, учитывая мой
гражданский подвиг, но ее нет. Жадно, конечно, предвижу, что в конце пути мне
именно ее будет очень не хватать, но деваться некуда. Расстаемся почти
друзьями, меня предупреждают обо всех ближайших постах и засадах. Как легко
бывает завоевать дружбу инспектора и получить доступ к служебной информации
ДПС! Но лучше бы ее не иметь!
По асфальту
километры защелкали быстрее. Кемерово. На указателях читаю ужасно знакомые
названия объектов угольной промышленности: станция Ленинск-Кузнецкий, разрез
Листвянский, шахта Заречная (сколько она когда-то крови выпила), они уже засели
в подсознании навечно. И выглядит это все внушительно – те же горы, только
искусственные, правильной формы, с огромными террасами.
Сам город
понравился чистотой и порядком на улицах. Зеленые деревья (тут я снова въехал в
раннюю осень), аккуратные цветные дома, ровные широкие проспекты, в общем, все
красиво. Не знаю, как насчет
спокойствия, но я, по крайней мере, стрельбы не услышал.
В Новосибирске
снова заблудился. Город большой, а указателей опять нет. Заодно нашел банкомат
– деньги не пришли. До Омска еще должно хватить, а вот дальше… Но надеюсь, что
успеют дойти. Потерял больше полутора часов на поиски трассы. Местные признали,
что есть такая привычка у городских властей, считают, что указатели - это лишнее.
Зато на дорогах полно рекламы. Моя машина привлекла внимание молодых людей.
Спрашивали, уважительно цокая языками, как устроена, сколько стоит, выпускают
ли сейчас и где такую купить.
28 сентября. Ближе к Омску холмистая
равнина становится плоской, как зеркало. Дорога на полметра возвышается над
болотом. Обочины отделены желтой разметкой, и развешаны напоминания, что съезд
через нее на гравий запрещен. Кое-где видны следы тех, кто не понял:
полуметровой глубины колеи со страшными брустверами. Вынимали явно трактором.
По болоту расходятся следы телег и прочей колесной техники, оставленные,
видимо, в период засухи. Деревни выглядят убого, основной транспорт – телеги с
деревянными (!) колесами, роскошь – мотоциклетные со спущенными шинами и
кривыми ободами. Моторная техника отсутствует, зато пасутся огромные стада
всевозможного скота и, рядом, лихие десятилетние пастухи верхом. Только
ковбойских шляп не хватает и вместо жилеток – ватники.
На заправке
вдруг спускает переднее колесо. Посмотрел на него – стало страшно! Протектор
протерся насквозь, протерлась камера, если бы не остановился, могло бабахнуть.
На следующей заправке обнаружил такую же грыжу и на другом переднем, оно только
еще не успело спустить. Вешаю его на место запаски на задней двери. Только не
пришлось бы им воспользоваться - ехать на таком страшно, хотя, если придется,
может быть, оно протянет километр – другой с черепашьей скоростью. В общем,
можно считать – остался без запасок!
Дорога
равнинная и, за редким исключением, ровная. Без напряжения иду около сотни, а
иногда и больше, на границе «датчика смерти» (на японских машинах есть такой
зуммер – колокольчик, который начинает противно звякать, когда скорость доходит
до 105 км/ч).
Мешает только сильный порывистый встречный ветер, который дует уже второй день.
Кончились сопки, думал расход топлива станет меньше, но от порывов машина чуть
не останавливается. Меня догоняет и обходит небольшой фургончик. Я замечаю, что
в его потоке машинка покатилась полегче. А он идет, как показалось, как раз
где-то сто пять. Решаю его догнать и в струе экономить бензин. Немного
прибавляю, но дистанция уже приличная. Только чуть догоню, как от очередного
порыва стрелка опять падает километров на пять. Снова с трудом успеваю набрать
сто десять, и все сначала. Видимо, он идет быстрее, чем мне показалось.
Пожалуй, надо прекращать эти гонки. И тут вдруг звук мотора меняется, и
скорость начинает падать. Внутри у меня екнуло, сворачиваю в поле и открываю
капот. Первым делом – свечи. Да, их стоило заменить уже давно, у меня ведь
лежит в бардачке запасной комплект. Глядишь, и расход бы упал. Но и после
замены второй цилиндр не заработал. Дополнительные манипуляции с проводами и
свечами результата не дали. На воздухе искра есть, а как под давлением в
цилиндре – неизвестно. При осмотре крышки трамблера обнаружил белесую полоску
от второго контакта к краю. Видимо, еще во Врангеле, когда оборвался
высоковольтный провод, разряд нашел себе тут дорожку, а потом дело усугубилось.
Надо искать новую крышку. Найдется ли она в Омске?
Уже к вечеру,
на трех цилиндрах дотягиваю до города. В кошельке последние пятьсот рублей,
срочно нужен банкомат. С этим проблем не возникло, но гораздо хуже то, что
денег на счету не прибавилось! И в дополнение ко всему, не ожил телефон.
Видимо, снова кончились деньги. У меня потихоньку начинается паника. В чужом
городе посреди необъятной Родины, с неисправным мотором, грязный, вонючий и
уставший, без денег и без связи! Ситуация незавидная.
Жуткими
усилиями пытаюсь себя успокоить, собрать мысли в кучу и трезво обдумать
варианты. Это оказывается крайне трудно, почти невозможно. Ехать дальше не
может быть и речи. На что пустить последние деньги? На поиски крышки трамблера
и ремонт? Даже если это вдруг удастся, что почти невероятно, если перевод, не
дай бог, затеряется (тут и бога вспомнишь!), скоро я захочу кушать. Опять же,
надо как-то и на связь выходить. Благо, круглосуточный переговорный пункт
оказывается рядом. Звоню Виталине, она уже спит. Вместо сочувствия, слышу кучу
обвинений в различных проступках. Пусть даже все это сто раз справедливо, мне
сейчас нужна, очень нужна помощь! Надо оплатить телефон, но карточек больше
нет, и даже завтра она не сможет купить, потому что надо на работу. Хоть бы
услышать что-нибудь доброе! Нервы сдают окончательно. И поговорить не с кем, в
этом чертовом городе ни одной знакомой рожи!
Отъезжаю с
проспекта в какой-то закуток и пытаюсь уснуть. Хорошо, что здесь не холодно.
Машину почти не нужно прогревать перед сном. В голове крутится всякая чертовщина,
вплоть до возвращения назад. Но это совсем не имеет смысла, да и пути все
отрезаны. Сидел бы сейчас в уже обжитой квартирке на берегу еще теплого моря и
наслаждался тихим семейным счастьем. Какого черта понесло меня на эти поиски
приключений! Вот, нашел!
Все-таки
усталость берет свое – удается уснуть.
29 сентября. Первое после пробуждения –
банкомат. Пусто! Остается ждать московское утро.
Просто так
сидеть - жалко время. Отправляюсь пешком на поиски магазинов запчастей. Но уже
после первого посещения надежды найти злополучную крышку трамблера на «SUZUKI JIMNY» тают без следа. Здесь
про такие машины не слышали. Безвыходных ситуаций не бывает, не из такого
выбирались! Правда, поближе к дому. Надо думать, как ремонтироваться. Голова
чуть посвежела, мозг соизволил уделить немного времени техническим проблемам.
Можно выломать кусок пластмассы с пробоем и замотать дыру изолентой.
По-варварски, но все же – вариант. Но придумал более цивилизованный
неразрушающий способ: из пластиковой бутылки вырезал цилиндр и вставил внутрь
крышки на пути предполагаемой утечки разряда. Если и его пробьет, по крайней
мере, это будет сразу видно. Завожу. Все по-старому! Значит надо мерить
компрессию. Выясняю, где ближайший сервис и, сбегав к банкомату (не пришли)
отправляюсь туда. Замеры подтверждают самые противные предположения: во втором
цилиндре – единица, в остальных – одиннадцать. Значит проблема внутри мотора!
Почему-то даже не расстроился. Спокойно слушаю восторженный рассказ слесаря про
установку волговской поршневой на «Опель». Его предложение разбирать мотор
здесь и сейчас не принимаю, остается только надеяться, что дотяну на трех
цилиндрах до дома. Только сколько она съест бензина! Возвращаюсь к банкомату.
Пока пусто, теперь ждать до московского полудня. Сижу в машине и размышляю на
филосовские темы. Странно, совсем не хочется есть, хотя с последнего закусона
прошли сутки. Кусок в горло просто не полезет, только допил молоко.
Виталина
все-таки нашла время оплатить телефон, спасибо. Уже совершенно флегматично в
очередной раз проверяю карту. Есть! Пришли пять тысяч! В путь!
Простоял ровно
сутки, зато хоть немного выспался. Теперь надо бы нагонять, но на трех
цилиндрах уже не до того.
Осторожно
продвигаюсь вперед. Скоро Тюмень – нефтяные края. Начинают попадаться скважины.
Стоят посреди чиста поля сооружения, напоминающие колодезный журавль, только
механизированный, и потихоньку качают. Их становится все больше и больше, но
бензин при этом продолжает дорожать от самого Красноярска. Все жду, когда же
появятся заправки знакомых нефтяных компаний, но их нет, только Юкос. ТНК не
встретилась даже в Тюмени.
Где-то здесь
уже должен ощущаться Уральский хребет, но кругом почему-то по-прежнему
равнинные ландшафты. Те несколько сопок, которые попались перед Е-бургом,
ассоциаций с Уралом как-то не вызвали. Но среди них встретилось кафе с
недвусмысленным названием «Азия – Европа», причем для встречных было написано в
обратном порядке. Решаю, что я уже пересек эту условную, но важную линию. Тут я
уже почти дома!
На подъезде к
Перми меня обгоняет фура с 47-м регионом на номере! Нажимаю на педаль и
стараюсь не отстать. Он идет около сотни, и мне на трех цилиндрах погоня
удается с трудом. Наконец он сворачивает на стоянку, видимо на ночевку. Подхожу
с расспросами, оказывается он питерский, только номера областные. А ехать
собирается сначала в Пермь, только потом в Питер. Но мне показал дорогу короче
и лучше – через Осу и Воткинск. Сам бы я проскочил поворот и попал бы прямо в
Пермь. Указатель на Воткинск отсутствует.
30 сентября. В районе Осы снова
попадается кусок грунтовки, но не длинный.
Еду по берегу
Камы. Уже рассвело можно полюбоваться пейзажами. Впереди Чайковский и
Воткинская ГЭС. Берега водохранилища выглядят живописно, но у меня другая
проблема – срочно нужен бензин. Здесь целыми пачками попадаются газовые
заправки, а бензиновых немного. Но вот, наконец, и она. Заезжаю, прямо передо
мной закрывают кассу на переучет – конец месяца. Час ожидания –
непозволительная роскошь, заливаю последнюю заначку – три литра и еду дальше с
надеждой, что дотяну сорок километров до следующей. Следующая оказывается
закрыта, и следующая за ней – то же. Протянул на последних каплях километров
семьдесят, пока, наконец, уже в Удмуртии, добрался до бензина. Цена не
маленькая – 18.40, но выбора нет. Заправщик сказал, что по всей Удмуртии цены
одинаковые, уговаривал залить полный бак, но я взял двадцать литров и
отправился дальше. Как сильно пришлось об этом пожалеть! На этом бензине мотор
на трех цилиндрах стал работать лучше, чем раньше на четырех. Расход упал ниже
восьми литров. А то, что мне влили на следующей заправке, никак нельзя назвать
92-м бензином. Машина совсем отказалась ехать, уже на третьей передаче мотор
начинал жутко звенеть и совершенно не тянул. Пришлось снова остановиться и
залить хоть пять литров 95-го, больше не вошло. Это помогло слабо, но кое-как
поехал дальше, мечтая скорее сжечь эту бадягу.
Зарекся
выискивать заправки подешевле, экономии не получается. А удмуртский бензин
вспоминал еще не раз, такого больше нигде не попадалось.
Останавливаюсь
на ночевку, сворачиваю на небольшую стояночку с десятком дальнобойщиков.
Подходит парковщик, после того, как я почти втиснулся в маленький закуточек,
сообщает, что стоянка платная. Отвечаю, что денег нет, только-только на бензин
и собираюсь выруливать обратно. «Подожди, – говорит – ночуй так, только выберись
за бордюр, я тут еще кого-нибудь поставлю». Отлично! Бордюры для меня – не
проблема, ночую.
1 октября. Осталось километров сто до
Нижнего, до дома - примерно тысяча триста. Денег – в обрез, хватит ли до дома –
пока не понятно. Но теперь уже что-либо предпринимать поздно, надо ехать, пока
едется.
Третий раз
переезжаю Волгу. Все-таки очень красивая река. И широкая. Впереди – Москва.
Движение становится все плотнее, на номерах коды почти всех регионов страны,
кроме 25-го и 27-го.
Вот и объездная.
Сворачиваю. Дорожка очень узкая – еле-еле две полосы. По обочинам стоят машины
– народ собирает грибы. Тут еще лето – совсем тепло и листья зеленые. В
деревнях и городках сплошь торгуют яблоками. Начинаются населенные пункты,
переходящие один в другой без перерыва. Местность холмистая, будто снова
начались сопки. Вот Дмитров – для меня культовое место. Было бы немножко
времени, очень хотелось бы посмотреть на уникальный испытательный полигон. Хотя
бы издали. Но времени нет. Ходом прохожу ворота и проходную.
Клин. Тут
варят пиво. Ассоциация, крепко вбитая рекламой. Беру запас бензина и выхожу на
питерскую трассу. Здесь уже появляется полая уверенность, что я дома.
За Тверью у
поста ГАИ стоят последствия лобовой аварии: три машины, у одной из которых
идентифицировать можно только сложенную пополам крышку багажника. Чувствуется,
что тут время ценится выше, народ сильно торопится. Перед постами нет знаков
«сорок», тем более идиотских шлакбаумов. Весь поток проходит не сбавляя около
сотни, не обращая внимания на населенный пункт. ГАИшников это совсем не
раздражает.
Между Тверью и
Новгородом дорога проходит прямо через клюквенные болота. Клюкву собирают в
десяти метрах от дороги и тут же продают.
Но вот
начинается возвышенность, боровой лес – Валдай. С дороги неплохо
просматривается озеро с островами и купола монастыря. Даже издалека выглядит
очень красиво.
Перед
Новгородом снова начинаются ремонты дороги. Пролетаю мимо нужный поворот.
Догадался, когда уже переезжал Волхов. Въехал в город с северной стороны, через
Витку (есть там такая деревенька).
Указатель
«Луга»! Все, бензина уже точно хватает. Знакомая пустая трасса, дальний свет,
педаль поглубже. Сорок пять минут до дома! Лечу, как на крыльях! Сна нет и в
помине, несмотря на всю усталость и перегон в 1300 км за последний день.
21:40 Московского времени, 1 октября 2005 г. Луга. Позади 11080 км, из них примерно
две с половиной тысячи – без дороги. Сожжен 941 литр бензина (по
приблизительной средней цене 17,5 р. – 16 500 рублей), литров 25 масла.
Средний расход топлива – 8.5 л/100км.
«Самурай» на
трех цилиндрах, без запасок, весь в пыли прибыл на новое место жительства!
P.S. Вскрытие показало: прогорел выпускной
клапан второго цилиндра, поршни изношены и имеют люфт более миллиметра, по этой
причине масло заливало камеры сгорания и оседало нагаром, который мешал
охлаждению клапанов. Остается загадкой, почему износ не выявился неоднократными
замерами компрессии, и выхлоп из шланга вентиляции картера тоже был в норме.
|