От Барнаула в республику
Алтай ведет Чуйский тракт. Он начинается от границы с Монголией, по Чуйской
долине выходит к Катуни и вдоль нее спускается до Оби. Уже от Бийска мы ехали
вдоль Катуни, но ее не было видно. Но вот дорога вышла к берегу. Я не успеваю
выключать фотоаппарат! Глаза разбегаются – кругом непривычные нашему глазу
пейзажи: большая, могучая, быстрая река, бурлящая по камням, скалистые берега,
сосновые рощи у воды. Снимаю на ходу через открытое окно и прямо сквозь
полупрозрачное ветровое стекло.
Весь берег от воды до скал
занят тургостиницами, кемпингами и просто огороженными палаточными городками.
Свободной площади нет до самого Чемала. Турбизнесом летом заняты все местные
жители от мала до велика. Это почти единственный доход трехсоттысячного
населения республики.
В Чемале нас встречает Миша
– алтаец, с которым Катя и Энди познакомились три года назад. Он водил их в
двухнедельный конный поход. Водил не туристическими маршрутами, а охотничьими
тропами, на которых встречались только кабаны да бурундуки. И вот они снова
приехали сюда и нас привезли.
Два «Патрика» в сумерках
карабкаются следом за мишиной «Буханкой» вверх по руслу горного ручья, который,
то пересекает дорогу, а местами течет прямо по ней. А может, дорога идет по
ручью. Иногда вплотную к борту машины прижимаются каменные стенки, уходящие
куда-то вверх. «База» находится на высоте девятьсот метров над уровнем моря.
Она представляет собой относительно ровную площадку среди горных пастбищ, на
которой стоит банька и летняя кухня. На кухне горит электрическая лампочка,
запитанная от «Буханки». Для нас сейчас это предел мечтаний. Парилка и
кристально чистый горный ручей после недельной дороги в жаре и пыли. Светлая
кухня с газовой плиткой и столом, несколько бутылок свежего барнаульского пива.
Счастье дополняется сознанием того, что три ночи мы будем ночевать здесь, а
значит не нужно в темноте и спешке ставить палатку и надувать матрас, а утром
все сворачивать и снова упаковывать в багажник. Палатки с нашими походными
постелями будут ждать нас тут наготове. Вещи можно не прятать. Во-первых,
посторонних тут не бывает. Во-вторых, хозяева заверили нас, что тут ничего не
пропадет. Воров здесь ловят сами жители и наказывают по-своему. Потому и с конокрадством
они покончили давно.
Коней здесь содержать очень
выгодно. Коровам нужно на зиму заготавливать сено. А коней просто отпускают «на
вольные хлеба» в горы. Снег там не глубокий, его сдувает ветром. Лошади его
разгребают копытами и добираются до травы. А по весне возвращаются хозяева,
находят своих кормильцев, ловят, седлают и катают туристов. Хотя, я бы на месте
этих лошадей послал бы таких хозяев подальше.
Но лошади добрее, и утром
они повезут проводника Мишу, Катю, Андрея и Лешу в поход по горным тропам. А
нам с Полиной коней не оседлать, поэтому мы отправимся на автомобильную
экскурсию. С нами экскурсоводом поедет мишин друг и компаньон – Алексей
Журналович. Про имя своего отца он рассказывал долго и интересно, но все его
истории пересказать - не хватит места.
Два дня отдыха от постоянной
дороги и жизни в машине пролетели быстро. В первый мы накатали всего около
полутора сотен километров: спустились к Чемалу и проехали вдоль Катуни до
Родины Алексея – деревни Куюс. Посмотрели на действующую ГЭС, вокруг которой находится
зона торговли и всевозможных развлечений и аттракционов. С Лешей мы прошли туда
бесплатно. А вообще, как он сказал, туристу тут стакан речной воды могут
продать за червонец. Но мне все эти тарзанки, воздушные веревочные переправы,
колеса обозрения и сувениры не очень интересны, и мы поехали дальше по Катуни.
Подвесные мосты, пороги,
перекаты и водопады, пещерки, и скалы, скалы. Их величие не передают
фотографии. Это надо увидеть своими глазами. Видели мы и дачу Путина на другом
берегу Катуни. Но мы уже устали от дорожной пыли и возвращаемся на «базу».
Готовить ужин, клеить постоянно рвущийся китайский матрас, пить местную
медовуху и отдыхать.
На следующий день снова
небольшая экскурсия на остров Патмос. Остров – скала метров сто-сто пятьдесят
высотой, поднимающаяся посередине Катуни. Там находится скит, который
сообщается с берегом-скалой подвесным мостиком, который раскачивается в ста
метрах над речными бурунами. На мостик пускают не больше шести человек, потом
шестеро идут в обратную сторону. Поэтому перед мостом огромная очередь.
Достопримечательности острова меркнут по сравнению с острыми ощущениями от
прохождения мостика.
Вечером возвращается из
похода наша кавалерия. Снова топится банька, а утром нам снова в путь на Укок.
Наутро погода поменялась –
стало прохладно. Кончилась жара и духота. А когда выезжали из Чемала, начал
накрапывать дождик, воспринятый нами как добрая примета.
Вот мы снова катимся по
Чуйскому тракту на юг, к монгольской границе. Теперь едем по берегу Семы от ее
впадения в Катунь вверх по течению к Семинскому перевалу. Тут, на высоте тысяча
восемьсот метров, совсем прохладно. Дождь висит в воздухе, еще только собираясь
упасть. Вдоль дороги стоят красивые кедровые рощи. Скатываемся вниз и вскоре
начинаем новый подъем на следующий перевал. Тысяча семьсот метров, но тут
настоящий горный серпантин. По небольшому притоку снова возвращаемся к Катуни.
Тут уже совсем другой климат. Мы уже начинаем
скучать по недавно надоевшей жаре.
Вот дорога сворачивает в
Чуйскую долину, и вскоре мы подъезжаем к селу Акташ. Городов на Алтае нет,
кроме столицы – Горно-Алтайска. Райцентры – села. В Акташе нам нужно получить
погранпропуска на плоскогорье Укок. Пропускная система введена из соображений
безопасности. Мы должны сообщить свой предполагаемый маршрут и дату
возвращения. Если мы не вернемся в обозначенный день, через сутки нас начнут
искать.
Но с пропусками получается
задержка, и мы решаем пока свернуть к южной оконечности Телецкого озера.
Дорожка проложена вдоль небольшой речушки, зажатой в ущелье отвесными скалами.
Мы начинаем карабкаться вверх с высоты порядка километра, петляя с берега на
берег между порогов и водопадов. Ущелье местами настолько узкое, что дорога
построена над речкой вторым ярусом. А над нами вершины скал до двух с половиной
километров, а некоторые и выше. Наконец поднимаемся к озеру Чейбеккель, из
которого вытекает речка. За ним уже начинается высокогорная тундра. А на склонах растут леса из лиственницы и
редких кедров. Среди тундры, болот и озер дорога поднимается за двухкилометровую
отметку. За перевалом высотой две тысячи восемьдесят метров начинается
Улаганское плато.
Понемногу начинаем привыкать
к архитектуре алтайских деревень. В каждом дворе деревянный обычный дом стоит в
компании сарая, хлева, бани и аила. Аил, традиционное алтайское жилище,
представляет собой острую восьмиугольную пирамидальную крышу, стоящую прямо на
земле или на низких, не больше метра стенах. Вверху посередине - отверстие для
выхода дыма от очага, хотя частенько видны торчащие сбоку печные трубы. Какую
функцию выполняют нынче у алтайцев аилы, мы выяснить не успели. Деревни
довольно большие, вокруг них в степи среди рощиц из лиственницы пасутся
огромные стада коров, коз и овец. Козьи рога замотаны цветной изолентой,
предположительно, вместо клейма обозначающей принадлежность скотины. Поскольку
на Алтае совершенно отсутствуют комары, слепни и прочая кровососущая гадость,
коровы выглядят холеными, гладкошерстными. А из-за отсутствия машин, на дорогах
ведут себя хуже, чем лужские пешеходы. Им совершенно наплевать на странности
водителей, считающих дорогу своей. Вообще, машин тут на самом деле совсем мало.
Туристы останавливаются в основном в районе Чемала, сюда добираются только
совсем отмороженные, или, кто едет со стороны Монголии. Местное население живет
натуральным хозяйством, то есть - небогато, мягко говоря. У некоторых есть
мотоцикл или старый «Москвич», «УАЗик» - уже роскошь! Но при этом в каждой
деревне обязательно есть школа, больница и как минимум один памятник погибшим в
Великую Отечественную. О войне во всей республике память жива – по Чуйскому
тракту на плакатах вместо рекламы установлены портреты героев, памятные надписи
о тех, кто не вернулся с фронта.
В Балыктуюле на заправке к
нам подошел старичок алтаец. Расспросив, куда собираемся, стал отговаривать на
плохом русском языке. Типа, впереди страшный перевал, спустишься – не
поднимешься. Но мы с нашими «УАЗами» уже много прошли и тут не свернем обратно!
Дальше едем прямо внутри
дождевых туч. За весь путь навстречу попались три совершенно мокрых и
измученных велосипедиста и навьюченная «Делика» с монгольскими номерами.
Скользкая грунтовая дорога, петляя по склонам, постепенно спускается ниже
полутора километров и вдруг обрывается вниз. На обочине стоит информационный
щит: «Перевал Кату-Ярык, протяженность 3.5 км». Впереди перед нами примерно в
полукилометре скала противоположного берега ущелья. Далеко внизу в долине
петляет рака Чулышман. Дорога уходит вбок, как след начинающего горнолыжника,
который едет поперек склона, чтобы не разогнаться. Начинаем спуск,
пристегнувшись ремнями. В открытом окне иногда мелькают камни обочины и трава.
За ними склона не видно – обрыв. За дождевой дымкой просматривается скалистая
стенка другого берега. Вдруг впереди дорога заканчивается небольшой слегка
наклонной площадкой. Подъехав ближе, видим, что это разворот. Поворачиваем на
сто восемьдесят градусов и спускаемся в другую сторону. Теперь в моем окне
травяной склон и вверху каменная осыпь дороги, по которой мы только что ехали.
Снова разворот, и снова за окном пропасть. Еще и еще. На одной из площадок
разъезжаемся с местной «Буханкой». Еще через несколько разворотов видим
легковую «Тойоту», которая почему-то не спускается, а пропускает нас. Позже
узнаем, что это единственная возможность для переднеприводной машины подняться
наверх своим ходом – развернуться задом.
Наконец, мы внизу, около
небольшой турбазы. Впереди, на противоположной скале, с нескольких сот метров
водопадом стекает речушка – приток Чулышмана. Кажется, тут мы должны облегченно
вздохнуть, махнуть рюмку и остаться ночевать. В результате примерно так и
вышло. Мы сидим в кафе, если можно так назвать открытую веранду, под крышу
которой ветер со всех сторон приносит дождь, и наблюдаем за попытками других
подняться на перевал. Иногда в шутку делаем ставки: въедет – не въедет. Кроме
того решаем, как имеющимися средствами ремонтировать протершуюся тормозную
трубку «Патриота» Энди.
Ремонт требуется несложный,
и запасные трубки есть, но что-то все не клеилось. До темноты не успели, и на
следующий день провозились до обеда. Немного усовершенствовали тормозную
систему, облились тормозной жидкостью и грязные и довольные отправились на
веранду-кафе, где нас ожидал водопровод и горячий обед – тушенка с картошкой.
После обеда стартуем к
Телецкому озеру. До него не больше семидесяти километров, и никак нельзя
упустить возможность хотя бы взглянуть на него – поставить «галочку»! Озеро
протяженностью семьдесят километров и шесть-семь километров шириной входит в
десятку самых глубоких в мире (которую возглавляет Байкал). Несколько десятков
рек впадают в него (из них самая большая – Чулышман) и только одна, Бия –
вытекает. Все путеводители рассказывают о нем как об одной из главнейших
достопримечательностей Алтая. Хотя вернувшиеся от туда новосибирцы говорят, что
смотреть там особо нечего, так можно про все сказать: «Посмотри фотки и
увидишь».
Дорога идет по берегу
Чулышмана. Его долину окружают скалы в два - два с половиной километра высотой.
Вскоре мы уже перестаем подпрыгивать в креслах при виде водопадов в несколько
сотен метров. Притоки падают с плато в долину каждые два – три километра с
обоих берегов. Некоторые каскадом, другие – одним уступом до километра высотой.
Некоторые прорезали себе ущелье и видны только под прямым углом. Из расщелин
спускаются к дороге полуконусами каменные осыпи. Те, что постарше, уже поросли
дерном и лиственницами, которые цепляются и прорастают на любом уступе, где и
почвы-то нет совсем. На каменных стенках видны черные потеки, будто кто-то
разлил бочки с горячим битумом. Это мумие. И вот мы подъезжаем к «каменным
грибам». Они находятся на противоположном берегу на высоте около четырехсот
метров над долиной. Расположенная на этой стороне турбаза кормится за счет
переправы туристов и проката лодок. С
той стороны дороги нет.
Мы должны успеть на Телецкое
озеро и обратно, на экскурсии нет времени. Поэтому посмотрели в бинокль и
поехали дальше. Но и так удалось все рассмотреть неплохо. Шляпки-валуны из
твердой породы стоят на тонких высоких конических ножках и защищают их от
дождей, когда грунт вокруг уже размыт и унесен Чулышманом.
Чем ближе к озеру, тем шире
становится степь в долине, спокойнее река. Вот уже стада коров из Балыкчи
лазают по скалам, как горные козлы. Березовые и лиственничные рощи стоят между
руслами ушедших рек. В этом июне были сильные наводнения, речки и ручейки
разлились и посмывали мосты. И сейчас еще реки полноводны. Дождей этим летом
много.
Проезжаем Балыкчу, это
крупная деревня почти в устье Чулышмана. Тут даже есть дом культуры, не говоря
о церкви. А главная улица напоминает наш легендарный Гдовский тракт. Каменная
крошка под колесами давно сменилась степным черноземом и глиной. Моросящий с
утра дождик хорошенько ее расквасил, и нам приходится перебираться через
глубокие колеи, форсировать огромные лужи, выбирая мелкий берег, прямо как на
домашних покатушках на Корпушу.
Перед впадением в озеро
Чулышман становится сам как озеро шириной, только течение быстрое. В довольно
обширной дельте глинистые размокшие берега находятся почти вровень с водой.
Глубины тоже небольшие, судя по корягам, застрявшим на мелях в сотне-другой
метров от берега. Где заканчивается река и начинается озеро, понять трудно.
Сильное течение довольно далеко выбрасывает свои мутноватые воды. И вода довольно
теплая, по крайней мере, гораздо теплее обещанных путеводителем десяти
градусов.
Продолжение: http://extremeluga.ucoz.ru/publ/chast_vtoraja_gornyj_altaj/1-1-0-19
|