Вот мы уже вернулись. А
сначала было трудно представить, что мы на двух машинах, причем УАЗах, проедем
полстраны туда и обратно. Три недели жизни в машине и постоянной дороги,
конечно, утомили. Но это уже забылось, а остались впечатления. Да еще какие!
Выражаются они, в основном, междометьями. Не представляю, как описать словами,
например, Катунь в ущелье среди двухкилометровых скал.
Но, по порядку: пять
ненормальных (по крайней мере, по мнению окружающих), не считая ребенка, на
двух «Патриотах» отправились на Алтай покататься по горам. Один «Патрик» уже
пожилой (из самых первых, сошедших с конвейера), его экипаж – Андрей и Катя
Николаевы. Второй – помоложе, ему второй год. В нем – хозяин Алексей Розов и
наша семья Михайловых, включая Полинку, которой год и девять месяцев. В пятницу
«Патриоты» приехали в Лугу, погрузили наш багаж, а в субботу утром стартовали в
долгий путь.
Маршрут проложен через
Новгород, Череповец, Вологду, Киров, Пермь, Екатеринбург, Тюмень, Омск, мимо
Новосибирска, дальше – Барнаул, Бийск, а там и Алтай! Предполагали ехать по
восемьсот пятьдесят километров в день, но получалось меньше. Только доехали до
Вологодчины, тормознулись у озера освежиться и перекусить. Жара за тридцать,
горячий квас, расплавленные бутерброды, а искупаться не удалось – вход в воду
очень долгий и мелкий, дно илистое и камыши. После такого купания нужно будет
под душ. Вообще, проехав всю европейскую часть России и часть Сибири,
почувствовали, что на нашем Северо-западе мы живем в райских условиях. Выбирая
озеро, на которое поедем, можем попривередничать: там народу много, там пляж
грязный, а там вчера были. Начиная с середины Вологодской области и до самого
Алтая не только искупаться негде, просто не найти подходящее место для палатки
и ночевки. Водоемов очень мало – мелкие речки да ручейки. Берега обрывистые или
болотистые, так как почва – глина. Все истоптано коровами. Вода, по сравнению с
нашими озерами, даже в такую жару прохладная. Само по себе это не плохо, но она
не кажется свежей и чистой. На дне лежит и плывет по течению зеленая пузыристая
плесень. Но местные рады и этому – другого не знают. Уже за Уралом, в Омской
области, остановились на берегу большого озера. У берегов заросли камыша на
сотню-другую метров. Пришли на пляжик. Дно – глинистый ил по щиколотку, глубина
– то по колено, то по пояс на сто метров (дальше никто не ушел). Вода по цвету
– кофе в пышечной. А народ резвится и радуется. В наших краях в такое болото в
трезвом уме никто не залез бы. Лесов в привычном нам понимании тоже нет.
Березовые рощицы от нескольких деревьев до двухсот-трехсот метров в диаметре
среди ровных, как блюдце, полей и болот. И пожары. Рощицы почти все горелые,
какие в прошлом году, какие – раньше. Стволы берез снизу черные, кроны клочные,
обожженные. А уж в нынешнюю жару со всех сторон горит. Два дня ехали в сплошной
дымке – Солнца не видно.
С Кировской области и дальше
вглубь России вся земля используется до последнего клочка – или посевы, или
пастбища. Огромные деревни от дороги до горизонта, стада коров, у домов – гуси
и утки. А ближе к нам - в Костромской, Вологодской и Новгородской областях,
деревни брошены. Вросшие в землю кривые хижины с провалившимися крышами черными
пустыми окнами смотрят на проезжающие машины. Сельское хозяйство, конечно, тоже
есть, но чуть-чуть. Иногда встретится выкошенный луг со стогами и снопами сена.
И дальше на восток тоже есть брошенные дома, но не деревни. Причем, жизнь
местами на грани нищеты. Есть и красивые новые терема, а много и покосившихся
развалюшек с дырявыми крышами. Но на окнах резные наличники, а внутри белые
занавески. Причем в окнах иногда полиэтилен вместо стекол. Но живут как-то
люди.
Дороги, вопреки опасениям,
оказались вполне приличными. Было, конечно несколько участков, где приходилось
трястись тридцать – пятьдесят километров в час, но они не длинные и не успели
сильно утомить. В основном спокойно катились порядка сотни, причем можно было и
быстрее. Хуже стало, когда вышли на федеральные трассы: по одной полосе в
каждом направлении и фуры сплошной вереницей пыхтят на подъемах в обе стороны.
И так от Перми почти до Новосибирска, пока не свернули на юг, к Барнаулу.
Поехали узкими и тряскими, но пустыми дорожками.
Наши водители с маниакальным
упорством заправлялись до полных баков через сто, максимум через сто пятьдесят
километров. Везли в багажниках канистры с бензином, не считая восьмидесяти
литров топлива в баках. По пути туда опасались, что вдруг на дорогах кончатся
заправки. Обратно уже знали, что не кончатся, но все равно везли с собой весь
бензин, что вмещали имеющиеся емкости. Я пришел к выводу, что один из баков на
«Патриоте» нужно уволить, а вместо него подвесить танки для воды и пива.
Во-первых, исчезнет проблема с автоматической перекачкой из бака в бак, которая
иногда возникала. Во-вторых, будет с пользой занято пространство. Воды нам
иногда не хватало, приходилось покупать бутыли. А оставшегося бензобака будет
хватать километров на триста пятьдесят пути, мы все равно заправлялись вдвое
чаще. А остановка на заправке – это еще и приобретение мороженного, изучение
ассортимента всякой всячины, которая продается в мини-маркетах. В общей
сложности – минут двадцать, как минимум. Кстати, удобства почти везде были на
улице. Удивительно, как может работать кафе без водопровода и даже без
умывальника!
Может, раньше воды было
много – целые моря, а этим летом все пересохло? Под Вологдой на одной заправке
мы встретили пожарный катер. Лежит себе у дороги, табличка «Продается»
вывешена. Видимо, завернул заправиться, а тут – засуха!
Поначалу еще много времени
тратили на поиск хорошего места для ночевки. Обязательно чтоб на берегу водоема, и красивая поляна среди
леса. Потом поняли, что такого тут не бывает. Это не Карелия и не Луга. Если
речка, то мутная и берега плохие, если озеро, то вокруг болото. Стали просто
сворачивать с дороги за деревья и ставить палатки прямо в поле. А воду везли с
собой. Варили на костре макароны, кипятили на газу чай. Когда макароны с тушенкой
уже становились поперек горла, разнообразили меню супчиками. Конечно, тоже из
тушенки. Ее запасы периодически пополняли. На Алтае понравилась конская, а в
Тюмени купили лужскую и привезли домой. А еще там замечательное пиво
барнаульского производства. Много сортов, все дешевые, свежие и разные. А
названия! «Ирландский эль», например. И все натуральное. В жару очень кстати
оно пришлось! Так и доехали до республики Алтай. Продолжение:http://extremeluga.ucoz.ru/publ/chast_vtoraja_gornyj_altaj_nachalo/1-1-0-21
|